[<10>] ====== Толкования на Ам. 5:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Возненавидеша у врат наказующаго, и словом праведным возгнушашася** Речь снова принимает подобающее ей течение: после того как богоглаголивый пророк наименовал Бога Вседержителем и Всесильным и присовокупил, что Он разделяет сокрушение на крепость и наводит бедство на твердыню, опять таки, – чтобы кто не подумал, что Бог наводит чрезмерные кары на тех, кто согрешает и в малом, – перечисляет вины и выставляет причины, но которым определяет Он людям сокрушения и бедство. Именно, возненавидели, говорит, умудряющих, ни во что вменили обличающих и навыкших направлять к богоугодному, сочли гнусным всякое слово праведное, то есть – призывающее и побуждающее к праведности и святости. У врат же означает явно, открыто и с дерзновением. По-видимому, теперь вспоминает их нерасположение и отвращение к закону и пророкам, потому что пророки обличали, выступая открыто, а праведным словом был закон, как представитель Бога и правды, наставник в благочестии, – указующий на естественного и истинного Бога. Поэтому и Павел называет //«заповедь»//, данную чрез Моисея, //«святою и праведною и благою»// [[new:rim:07:12|(Рим.7:12)]]. Таким образом, самый постыдный недуг и как бы некий корень и источник душевных страстей, если отвергают советы, ненавидят обличения и знать не хотят о законе божественном. Кто дошел до такой степени испорченности, тот вполне будет подобен кораблю, лишенному руля и не имеющему кормчего, который носится по всякому ветру, прямо и неосторожно идет, куда его гонит, как будто бы пьяный и увлекаемый напором волн. А того праведника мудрый Давид ублажает пред нами, говоря: //«закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его»// [[old:ps:036:31|(Пс.36:31)]], ибо закон направляет к богоугодному. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду** Те, коих Бог, посмеваясь, опустошает и подвергает разорению, кои сильны в зле и могущественны в угнетении, возненавидели обличающего в воротах, то есть на суде, – или меня, или других пророков, посылавшихся к ним, и того, кто говорит **правдиво**, или **слово непорочное**, как перевел Симмах, или же **слово святое**, как перевели Феодотион и LХХ. В воротах же, по древнему обычаю иудейского народа, производился суд, и это, как мы часто читаем и часто объясняли, для того, чтобы и сельский житель, приходя для разбора дела, не пугался городского многолюдcтва и нового для него зрелища, и городской житель из отдаленной части города не имел нужды спешить и заботиться о средствах переезда. Это мы сказали применительно к буквальному смыслу. Но великий грех – ненавидеть обличающего, в особенности если он обличает тебя не из ненависти, а по любви, если [сначала обличает] один наедине, если [затем] в присутствии другого брата и если после того пред церковию [[new:mf:18:15|(Мф. 18:15–17)]], обвиняя, очевидно, не по наклонности к злословию, а для твоего исправления. О двояких воротах – смерти и жизни, пороков и добродетелей, мы часто читаем в Писаниях, как например в Псалмах: //возносяй мя от врат смертных, яко да возвещу вся хвали Твоя во вратех дщере Сиони// [[old:ps:009:14|(Пс. 9:14]][[old:ps:009:15|–15)]]. Высокая гора Сион, без сомнения, означает церковь и град Бога живого, небесный Иерусалим, и множество ангелов, и церковь первенцев, написанных на небесах. Вознесенный в воротах Сиона не может бояться ворот смерти, о которых Господь говорит Петру: //на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. О воротах добродетели ясно говорится в другом псалме: //отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня// [[old:ps:117:19|(Пс. 117:19]][[old:ps:117:20|–20)]]. Также и премудрость с уверенностью при воротах города говорила: //доколе невинные будут соблюдать правду, они не будут посрамлены// [[old:prs:06:start|(Прем. Сол. гл. 6)]]. Я полагаю, что ворота города, то есть души, верующей во Христа, означают добродетели, чрез которые Христос входит к верующим. И так как не написано, в каких воротах ненавидели обличающего, в [воротах] ли добра или зла, то мы можем относить это к тем и другим. Пророк обличает грешников, стоящих в воротах зла, и поэтому они гнушаются им. Или, может быть, сам пророк стоит в воротах и начинаниях добродетелей, и его ненавидят те, которых он обличает, и не ограничиваются грешники ненавистью к обличающему или укоряющему в воротах, но и гнушаются словом святым, исходящим из уст его. Ибо кто не принимает пророка, тот не принимает пославшего его [[new:mf:10:start|(Мф. гл. 10)]]. Если же они возгнушались словом святым или тем, кто говорит правдиво (ибо слово святое есть Господь Иисус, о котором говорится: //не даси// святому //Твоему видети истления//, [[old:ps:015:10|Пс. 15:10)]], то все иудеи, произносившие анафемы на Иисуса, гнушаются словом Божиим, которое и совершенно, и свято, и непорочно. Ибо благочестие служит предметом отвращения для грешника. Но все то, что мы сказали об иудеях, можно отнести как к язычникам, так к еретикам, из которых одни гнушаются всеми Священными Писаниями, содержащими в себе слово Божие, а другие, превратно понимая читаемое, вносят гнусности в дом Божий. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду** Пророк продолжает в [[old:am:05:10|ст. 10-13]] обличение в нарушении правосудия. - //А они ненавидят обличающего// (mochicha) //в воротах//: обличающий в воротах тот, кто стремится доказать правду во время судопроизводства, которое обыкновенно совершалось у ворот города (ср. [[old:iov:13:15|Иов XIII:15]]; [[old:iov:15:03|XV:3]]). - //И гнушаются тем, кто говорит правду//, т. е. говорит на суде. [<10>]