[<10>] ====== Толкования на Ам. 5:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 14-15 **Взыщите добра, а не зла, яко да поживете, и будет тако с вами Господь: тако рече Господь Бог Вседержитель: якоже ресте: возненавидехом злая, и возлюбихом добрая: и восставите у врат суд, яко да помилует Господь Бог Вседержитель оставшая Иосифова** Я уже много раз говорил, что пленение было не одно, но различные и по времени, и по размерам. Фул Ассириянин, пришедши в Самарию, пленил два заиорданских колена и тамошние города и удалился. После него Салманасар, взяв не всю Самарию, но некоторую часть, возвратился с пленными в свою землю. А совершал это Бог в видах домостроительства, чтобы скорбию и ударами наказать уклонившегося Израиля и привести к необходимости мыслить и поступать лучше и пристойнее. Поэтому случилось, что те, которые смогли спастись от сейчас названных нами войн, восставая уже против того, чем были обольщены, каялись, признавали и исповедовали, что многочисленные и невыносимые кары гнева Божия насланы за их прегрешения, а потом как бы обещали Богу исправление своих нравов, говоря: **возненавидехом злая, и возлюбихом добрая**. Посему, говорит, **якоже ресте**, взыщите добра, а не зла, чтобы приобрести благо жизни и спасения, и чтобы с вами был Господь Бог, имеющий власть над всем. **И восставите у врат суд**, то есть будьте праведными судьями: не постановляйте неправого решения против слабосильных, не превращайте силы права, не бейте //«пястми»// в голову //«убогих»// [[old:am:05:11|(Амос.5:11)]], не уклоняйте пути смиренных, чтобы после этого помиловал Бог потомков Иосифа, уцелевших от прежде бывших пленений. Опять обозначает Ефрема, или десять колен: так как Ефрем произошел от Иосифа, поэтому-то и обозначается именем отца. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Взыщите добра, и будет Господь с вами.** Чтобы не говорили: Богу ненавистен мир. Пророк взывает: возлюбите добро, и Господь будет с вами. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14-15 **Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых,- и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов** Вы говорите, что Бог с вами, потому что вы дети Авраама; выслушайте то, что далее следует: //если вы дети Авраама, то делайте дела отца вашего// [[new:in:08:39|(Ин. 8:39)]]. Какие же дела отца вашего, Авраама? Любите добро, а не зло. Великий грех не только делать, но и любить зло. Многие грешат и, по утолении пыла страстей, испытывают угрызения совести и раскаиваются в своем грехе. Но кто не только не сокрушается о том, что он делал зло, но хвастается своим преступлением, на том исполняется написанное: //егда приидет// грешник //во глубину зол, нерадит// [[old:pr:18:03|(Притч. 18:3)]]. Итак, ищите добра, а не зла. Ибо если вы будете искать добра, то уже чрез то, что вы ищете добра, вы немедленно отвергаете зло. И никогда вы не искали бы добра, если бы наперед не отвергли зла, исполняя слова псалмопевца: //уклонися от зла, и сотвори благо// [[old:ps:036:27|(Пс. 36:27)]]. И когда вы будете искать добра и избегать зла, тогда вы будете жить в том, Кто говорит: //Аз есмь живот// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Добра ищет тот, кто верует в говорящего в Евангелии: //Аз есмь пастырь добрый// [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]]. Зло отвергает, кто избегает того, о котором написано: //мир во зле лежит// [[new:1in:05:19|(1 Ин. 5:19)]]. И в молитве Господней говорится: //избави нас от лукаваго// [[new:mf:06:13|(Мф. 6:13)]]. И когда, говорит, вы будете искать добра, а не зла, и останетесь в живых, тогда Господь Бог воинств будет с вами, как вы говорили, что Он потому с вами, что вы родились от Авраама. Но недостаточно искать добра и не искать зла, если вы не будете иметь в том и другом отношении, так что вы должны сначала возненавидеть зло и потом возлюбить добро. Ненавидит зло тот, кто не только не побеждается похотью, но ненавидит дела похоти, а любит добро тот, кто делает добро не вопреки желанию, не по необходимости или по страху пред законами, а потому, что это добро, и для того, чтобы иметь награду за доброе дело в своей совести и в своей любви к добру. Поэтому и апостол говорит: //доброхотна дателя любит Бог// [[new:2kor:09:07|(2 Кор. 9:7)]]. Ибо не всякая милостыня угодна Богу, но та, которая приносится с радостию. И когда вы возненавидите зло и возлюбите добро, то восстановите в воротах правосудие, о котором выше сказано, чтобы, по удалении беззакония, возвратилась истина. И если вы будете делать это, то, может быть, Господь Бог всемогущий помилует остаток Иосифов из колена Ефремова и десяти колен, и они, может быть, избегнут плена. Все это можно относить и к еретикам в том смысле, что они, оставив заблуждение, измышленное ими, должны возвратиться в церковь и возненавидеть прежние учения, и возлюбить истину в церкви Господней, и восстановить правосудие в воротах пороков и добродетелей, оставив первые и перешедши ко вторым, и те, которые будут в состоянии избавиться от пасти диавола, могут надеяться на помилование. Применительно же к переводу LХХ, можно, изменив порядок, следующим образом сделать чтение этого места более ясным: так как вы сказали: мы возненавидели зло и возлюбили добро, то ищите добра, а не зла, чтобы вам быть живыми, и так как Господь Бог всемогущий с вами, то восстановите правосудие в воротах, чтобы Господь Бог всемогущий помиловал остаток Иосифов. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов** Пророк повторяет увещание народу возлюбить добро и правду. - //Остаток Иосифов// - ту малую часть населения Израильского царства, которая уцелеет от имеющих постигнуть царство бедствий. Начальные слова [[old:am:05:15|ст. 15-го]] поняты LXX-ю, как слова израильтян, а не как обращенное к израильтянам приглашение пророка; отсюда, в слав. //"возненавидехом злая и возлюбихом добрая"//. [<10>]