[<10>] ====== Толкования на Ам. 5:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-17 **Сего ради сия глаголет Господь Бог Вседержитель: на всех стогнах плачь, и на всех путех речется: увы люте, увы люте! призовется земледелец на плачь и на рыдание, и на ведящих плачь. И на всех путех плачь, понеже пройду среде тебе, рече Господь** Испробовав, говорит, бедствий войны и испытав не малую скорбь от того, что случилось, вы обещались ненавидеть зло и любить добро, но вскоре, и едва освободившись от тех ужасов, вы уклонились к легкомыслию и оказались в одинаковой степени подверженными прежним порокам. Поэтому-то теперь и города, и селения исполнены плача и стенания; везде – слезы: и будет спрос на умеющих оплакивать, а так как для этого у вас не хватит горожан, приглашен будет и земледелец, чтобы у вас раздавалась хотя бы деревенская песнь и чтобы несчастия павших оплакивали хотя бы сельскими причитаньями. **Пройду**, говорит, **среде тебе**, как бы уже призирая на грехи и не далеко отстоя от людей, допускающих нестерпимое нечестие. Действительно, пока Бог не наказывает таким образом, Он как будто бы не стоит подле, а когда насылает кары, то, можно сказать, присутствует здесь же и налагает наказание за наказанием. Так, например, пришли ангелы в Содом, чтобы сжечь нечестивцев, как бы отсутствуя там до наказания. Итак, **пройду среде тебе** означает посещение и наступление времени наказания. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16-17 **Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы!, и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь** Я заповедал вам искать добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и чтобы Господь был с вами. И Я еще прибавил (чтобы вы не сказали, что вас один только раз предупредили): возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите правосудие в воротах, вы, возненавидевшие обличающего в воротах, чтобы Господь помиловал остаток Иосифов. Но так как вы не хотели этого делать, попирали Мои заповеди и обратились спиною ко Мне, удаляющемуся; то так говорит Господь Бог всемогущий, который есть Господь воинств: повсюду плач, повсюду скорбь. Призовут земледельцев для плача и призовут тех, которые умеют по обычаю страны вызывать слезы чрез свое пение, чтобы не на всех улицах, как выше сказано, но в виноградниках были плач и сетование, и чтобы то, что служило поводом к радости, было источником слез. И все это будет, говорит, потому, что Я пройду среди тебя. Всякий раз, как в Священных Писаниях от лица Бога произносится слово **пройду**, которое на еврейском языке называется "ееbor", оно должно быть понимаемо в смысле наказания, – в том смысле, что Он не остается у них, но проходит и оставляет их. Поэтому и в других местах, по переводу Акилы, когда Бог гневается, то Он называет Свой гнев и ярость ἀνυπεθεσία. Все это можно относить к еретикам: так как они не хотели поступать должным образом в том или другом отношении, то на всех улицах их будет плач. Ибо широк и пространен путь, ведущий к смерти [[new:mf:07:start|(Мф. гл. 7)]], и так как все еретики и язычники имеют в том, что [ими построено] на песке и измышлено, улицы, то соответственно этому прибавлено: **и на всех [местах], которые вне, будут говорить: горе, горе!** Ибо те, которые пребывают в церкви, не услышат: **горе**, что служит крайним из наказаний; но если согрешат, то будут оплакиваемы. Будут же говорить вне или на всех дорогах **горе, горе!** потому, что они не имеют единственного пути, ведущего к жизни, и именно пути царского, но [имеют] пути непрямые, извращенные и уклоняющиеся вправо и влево, потому что они не внимают Господу, говорящему: //не буди правдив велми// [[old:ekl:07:17|(Еккл. 7:17)]], и: //пути развращени суть, иже ошуюю// [[old:pr:04:28|(Притч. 4:28)]]. И они подвергаются двойному горю: по отношению к плоти и духу, настоящему веку и будущему, между тем как члены церкви, наоборот, слышат: //радуйтеся, и паки реку, радуйтеся// [[new:fil:04:04|(Флп. 4:4)]]. Также земледелец призывается в сетованию (ибо еретики имеют своих земледельцев, у которых на полях вырастают терния и волчцы), равно как призываются в плачу те, которые умеют плакать – или о своих, или о чужих грехах, хотя и это можно толковать в хорошую сторону, – в том смысле, чтобы член церкви, могущий призывать к покаянию, подражал своему Господу, говорящему: //рыдахом вам, и не плакасте// [[new:lk:07:32|(Лк. 7:32)]], и плакал о еретиках, подобно тому, как Самуил некогда плакал о Сауле, царе Израильском [[old:1ts:15:start|(1 Цар. гл. 15)]]. И апостол говорит, что он оплакивал тех, которые не покаялись [[new:2kor:12:21|(2 Кор. 12:21)]]. Также во всех виноградниках будет плач, потому что виноградники их – виноградники содомлян, и вместо вина радости, веселящего сердце человека [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15)]], они принесли вино драконов и неисцельную ярость аспидов [[old:vtor:32:32|(Втор. 32:32)]]. Они подвергнутся всему этому потому, что Господь пройдет среди их, но не для того, чтобы вселиться в них и сказать: //вселюся в них и похожду// [[new:2kor:06:16|(2 Кор. 6:16)]], и: //се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы!, и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь** Не надеясь возбудить народ к добру одними увещаниями, пророк присоединяет и угрозу. Пророк возвещает наступление такого времени, когда будет всеобщий плач. Объясняя причину этого плача, пророк от имени Господа говорит: //"Ибо Я пройду среди тебя"// ([[old:am:05:17|ст. 17]]). Образ взят из [[old:ish:12:12|Исх XII:12-30]]; пророк желает напомнить им о десятой казни Египетской. Следовательно, по мысли пророка всеобщий плач будет вызван большим количеством умерших - и от болезней, и от войн. [<10>]