[<10>] ====== Толкования на Ам. 5:23 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 23-24 **Отстави от мене глас песней твоих, и песней органов твоих не послушаю: и повалится якоже вода суд, и правда якоже водотеча непроходна** Вместе с празднествами и бесполезными жертвами Бог отвергает сладкогласие органов, усвояя славословие не бездушным вещам, а напротив поручая участие в столь высоком прославлении тем, кто издает голос, исходящий от силы чистой (души), ибо такое славословие прекрасно и угодно Богу. Иудейские же славословия, то есть – при помощи органов, не знаю откуда – заимствованные, весьма хорошо называет **гласом песней**, как бы каким излишним и напрасным отголоском, дающим звук невнятный и бессильный. А что это было изобретением Иудейского неразумия, показывает, говоря: **песнь органов твоих**, то есть как бы говорит: не Мое это дело, потому что оно сверх закона, и об этом ничего не говорил Моисей. Поэтому не защитится и оправдается от обвинений благозвучием органов, но **повалится якоже вода суд Мой и исходящая от Меня правда**, то есть правое определение о вас, будет **якоже водотеча непроходна**, то есть – увлекающая что попало и не дающая спуску ничему, потому что водные потоки стремительно срываются с гор. Так и божественное определение, если таковое состоится против них, будет водой неодолимой и непреоборимым потоком и ничем иным где бы то ни было. Вследствие этого является и полезным, и необходимым покаяться и обращением к лучшему отвести от себя гнев, не совершенно бесполезный и невнятный звук воссылая Богу, но от благой силы возглашая песнь истинно мудрую и стройную, ибо, говорит, //«пожри Богови жертву хвалы»// и прочее ([[old:ps:049:14|Пс.49:14]] и далее). **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Отстави от Мене глас песней твоих.** Поелику Иудеи отринули жертвы и праздники Господни; то Бог отвергает песнопения их при празднествах. Хочу, говорит, чтобы умолк глас песнопений, потому что вы с сими песнопениями проводите праздники идолов ваших. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать** Прекрасные песни левитов, в которых они восхваляли Бога, называются гулом и беспорядочным шумом, потому что //не красна похвала во устех грешника// [[old:prsir:15:09|(Сир. 15:9)]], и они привыкли совершать те же самые [песнопения] для идолов. Также молитва иудеев и псалмы, которые они поют в синагогах, и искусно построенные хвалы еретиков, это – шум для Господа и, так сказать, хрюканье свиньи и рев ослов, с звуками которых в особенности сравниваются дела Израиля. Псалом же и песни, лиру и гусли понимай или буквально в отношении к народу израильскому, как служившие некогда образом будущего, или духовно в отношении к нам и еретикам, как такие, которые, если сопровождаются добрыми делами, то выслушиваются Господом, а если злыми, то Господь закрывает уши Свои и не удостаивает вниманием пение нечестивцев. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать** По связи речи должно заключать, что пророк говорит о музыке и пении при жертвоприношениях или во время следовавших за принесением жертв трапез. См. также Толкование на [[old:am:05:21#lopuxin_ap|Ам. 5:21]] [<10>]