[<10>] ====== Толкования на Ам. 7:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 10-11 **И посла Амасиа жрец Вефилский ко Иеровоаму царю Израилеву, глаголя: развраты творить на тя Амос среде дому Израилева, не возможет земля подъяти всех словес его. Понеже сия глаголет Амос: оружием скончается Иеровоам. Израиль же пленен отведется от земли своея** Ложь всегда сама по себе беспомощна, и стопы прелести имеют слабую опору; потому и подлежит осмеянию, так как едва держится в стоячем положении лишь при посторонней помощи. Таково именно свойство идолослужения. Были у них пьяные игрища, золотые телицы, //«дела тектонские и слияние»//, по написанному [[old:ier:10:03|(Иер.10:3)]], и искусство рук человеческих, и изобретения неправедных начинаний. И вот: блаженные пророки одержимых прелестями призывают к трезвению, служители же идолов, так как у них как бы разрушается весь кров, немало негодуют, трепещут от страха, оплакивают пробуждение заблуждающихся, потому что они знают, что бодрый и пробудившийся ум не без отягощения взирает на скверну ихнего служения. Поэтому скверный Амасия опасался, что убежденные покланяться золотым тельцам словами пророка приведены будут к здравому пониманию, сам он лишится жреческой должности, а с капищами погибнут и находящиеся в них святилища. По этой причине он старается возбудить Иеровоама, говоря, что Амос будто бы восстает против его царской власти и дерзает произносить несносные и нестерпимые речи, что тот (Иеровоам) умрет от меча, а Израиль пойдет в плен. Нечто подобное совершили и презренные Иудеи, слагавшие клеветы на Христа, ибо когда Он, изумляя чудесами Иудею, всех призывал к Себе, они, жалкие, приняв в ум свой пламя зависти, привели Его к Пилату и даже говорили: если не умертвишь Его, //«неси друг кесарев»// [[new:in:19:12|(Ин.19:12)]]. Итак, всегда одинаковы нападения на святых у всех, борющихся против благочестия, и везде бессилие дряхлой лжи пользуется одинаковыми средствами. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10-13 **И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей. И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский** Есть притча или, вернее, правило Соломона: //не обличай злых, да не возненавидят тебе// [[old:pr:09:08|(Притч. 9:8)]]. И наоборот, относительно добрых он внушает: //обличай премудра, и возлюбит тя// [[old:pr:09:08|(там же)]]. Также в другом месте он говорит: //обличаяй человечы пути благодать имать паче языком ласкающего// [[old:pr:28:23|(Притч. 28:23)]]. Таким образом, и Амос говорил в народу с целью исправления его и обращался к нему, по повелению Божию, с страшными угрозами, чтобы он, принесши покаяние, обратился к Богу и оставил идолов. Тогда священник из Вефиля, в котором находился золотой телец, поставленный Иеровоамом, сыном Наватовым, и [поддерживавшийся] другими преемниками его, посылает к Иеровоаму, внуку Ииуеву, вестника, чтобы сказать ему: **Амос произвел возмущение против тебя** или устраивает сборища и сходки среди твоего царства израильского и говорит такое, что земля царства твоего не может терпеть слов его. Осмеливается же посылать к царю израильскому он в качестве первосвященника, опасаясь утратить преимущества священства, если народ снова будет служить Богу. Он слышал о двух вещах: будут разрушены высоты идольские или жертвенники смеха и уничтожены будут святыни или обряды Израилевы, и восстанут с мечем против дома Иеровоамова, так что идолы, главным священником которых был Амасия, совершенно будут истреблены, и против Иеровоама восстанет Бог с мечем, если тот не покается; но он не говорит о своем оскорблении, чтобы показать, что он сокрушается лишь об оскорблении, наносимом царю. **Ибо так**, говорит он, **говорит Амос**. Ошибаешься, клеветник. Ибо во всех своих речах пророк не говорит от своего имени, но всегда во главе их ставит слова: **так говорит Господь**. Таким образом то, что сказал Господь, он приписывает пророку Амосу, чтобы более склонить царя в отмщению. Что же говорит Амос? **От меча умрет Иеровоам**. И в этих твоих словах заключается ложь, ибо [Амос] сказал не //умрет//, – потому что если бы он так сказал, то казалось бы, что принятие покаяния исключается, – но **восстанет Господь с мечем против дома Иеровоамова**, угрожая наказанием, а не подвергая ему. И не сказал: //от меча умрет Иеровоам//, а **восстану с мечем против дома Иеровоамова**, потому что не Иеровоам умер от меча, а дом его, то есть сын его Захария, который погиб, быв наказан Богом. **А Израиль**, говорит, **переселится пленным из земли своей**, при чем прибавь и прочее: если не покается. Но Иеровоам, отнесшись с пренебрежением к донесениям Амасии, как не заслуживающим внимания, не захотел отвечать на то, о чем тот доносил ему. Поэтому сам [Амасия] присвояет себе свойственную высшему священническому сану власть и говорит Амосу: **провидец! пойди и удались в землю Иудину**. Пророки, как мы часто говорили, прежде назывались провидящими, потому что они очами сердца видели предсказываемое ими будущее. Благоразумный читатель может спросить: почему он называет провидящим и именем пророка того, кого заставляет удалиться из земли Израильской? Ему следует ответить: или он говорит иронически и χατὰ ἀντίφρασιν, в том смысле, что тот всегда лжет, или же потому, что он видел, что многие среди народа с любовию слушали его, вследствие чего он и донес царю: **Амос устраивает сборища против тебя**, – он не решается нанести явную обиду, чтобы не показаться оскорбляющим слушателей. Иди, говорит, в землю Иудину, в которой ты родился и где охотно слушают безумцев, и ешь там хлеб твой или живи там, или же, может быть, занимайся там своим ремеслом, чрез которое ты можешь добывать пропитание для себя, и там пророчествуй, имея многих, коих ты привык обольщать. В Вефиле же, в котором я состою священником, более не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царства. Это он говорит, как лжесвященник, льстя царскому могуществу, так что он говорит не //святыня Бога нашего и дом идола//, но **святыня царя и дом царства**, потому что все чтители ложных богов обыкновенно собственное высокомерие приписывают царям и стараются показать, что царь сделал то, что сами они делают. Все, истолкованное нами относительно Амасии, Иеровоама, Израиля и Амоса, в иносказательном смысле (τροπολογικῶς) следует относить к еретикам, священник которых, Амасия, обыкновенно посылает иногда к Иеровоаму, царю еретическому и покровителю еретиков, обвинения против святых мужей и проповедников веры и приказывает учителям не проповедовать среди Израиля, чтобы не поступать вопреки воле царя, потому что Вефиль, то есть //дом Божий// и ложная церковь, есть святыня царя и дом царства. Ибо они обыкновенно говорят: император нам повелевает, и если кто воспротивится им, то они тотчас взводят обвинение: так ты действуешь против императора? ты презираешь приказания государя? Но заметим, что многие христианские цари, преследовавшие церковь Божию и старавшиеся во всем мире утвердить арианское нечестие, своими преступлениями превосходят Иеровоама, царя израильского. Ибо этот отверг распоряжения лжесвященника и ничего не захотел ответить на его представления, а те с Амасиями, своими священниками, умертвили пророка Амоса и священников Господних, подвергая их голоду, лишениям, тюремному заключению и ссылке. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его** //Препятствие проповеди пророка со стороны Вефильского жреца Амасии// Речи пророка, произносившиеся в Вефиле, может быть, пред народом, во множестве собравшихся на какой-либо большой праздник, вызвали противодействие со стороны Вефильского жреца Амасии. Донося на пророка царю, Амасия желает выставить себя защитником интересов царя. Но вместе с этим он защищает и свои собственные интересы, а также интересы всего священнического сословия, так как они были связаны с прерогативами святилищ, о разрушении которых говорил пророк. [<10>]