[<10>] ====== Толкования на Ам. 8:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **Се дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды: но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря: и от севера до восток обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут** Написано: //«Господи, в скорби помянухом тя, в скорби мале наказание твое нам»// [[old:is:26:16|(Ис.26:16)]], и божественный Давид, зная, что скорбь есть нечто превосходное и истинно полезное, то говорил: //«от скорби призвах Господа»// [[old:ps:117:05|(Пс.117:5)]], а то еще: //«благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим»// [[old:ps:118:071|(Пс.118:71)]]. Скорби делают нас более благоразумными, извлекают из сетей нерадения, побуждая любить правильный образ жизни и как бы необходимостию и страхом подчиняя горячего и непокорного игу умеренности и послушания. Итак, говорит, когда будет опустошена Самария и Вавилонянин будет жечь города, тогда, хотя бы кто и захотел узнать, в чем состоит воля Божия, какими действиями и речами можно получить от Него помилование, чтобы избавиться от гнева, не будет, говорит, учащего: наведу на них голод слова Божия, так что не отыщется решительно ни одного пророка, хотя бы они пробежали от запада до востока и от юга до севера. Подобно этому сказанное Богом Иезекиилю: //«и язык твой свяжу, и онемееши, и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть»// [[old:iez:03:26|(Иез.3:26)]]; ибо те, которые однажды презрели слово Господне, если потом и сами пожелают его, по справедливости не получат. **Водами колеблющимися** называет неизмеримое множество Иудеев, которое пришло в смятение и стало походить на волны в море, когда они мечутся во все стороны при порывах ветра. И иным способом: когда был распят Христос, жалкие Иудеи почувствовали голод слова Божия, потому что у них не стало уже пророка, ни настоящего учителя, умеющего истончить толщу Моисеева повествования и разъяснить сокрытые письменами тайны, так как они не приняли Христа, говорившего: //«аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе, и даяй живот миру»// [[new:in:06:51|(Ин.6:51,33)]]. За это они слышали и то, что в другом месте Он говорил устами Исаии: //«се, работающии ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии ми пити будут, вы же возжаждете»// [[old:is:65:13|(Ис.65:13)]]. Справедливо, конечно, и то, //«не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит»// [[old:pr:10:03|(Прит.10:3)]], не ниспосылая им божественного слова, воспитывающего в уме стремление к добродетели, ибо, как сказал сам Спаситель, //«не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих»// [[new:mf:04:04|(Мф.4:4)]]. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И послю глад на землю, не глад хлеба, но глад слышания слова Господня.** Пророк предсказывает Иудеям, что не будет у них Пророка, который бы, как бывало прежде, возвещал им словеса и глаголы Господни. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11-14 **Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию! - Они падут и уже не встанут** Слова **воды** в еврейском тексте нет, а **очищение**, которое мы перевели чрез **грех** и которое по-еврейски называется "asamath", означает //идола//, что служит началом грехов. Древняя история как латинян, так греков и всех варварских народов свидетельствует, что нет ничего мучительнее голода, который часто заставляет обуявших питаться человеческими телами и проявлять противную [человеческой] природе жестокость, так что и родители не щадят малых детей, и муж растерзывает члены своей жены, к которой он прежде питал глубокую любовь. Если так бывает вследствие физического голода, то что следует сказать о голоде духовном? Этот голод в соединении с сильнейшею жаждою поразил, при воскресении Господа, иудеев, не имеющих хлеба, сходящего с неба, и той воды, которая истекает из чрева Иисуса. У них отнят закон и навеки умолкли пророки; они переходят от моря до моря и от Британского океана до Атлантического океана, то есть от запада до юга и от севера до востока, и странствуя по всему миру, не могут найти слова Божия. Здесь мы спросим иудеев: какое время означает этот день, в который они будут испытывать голод слышания слова Господня, тем более что они имеют Писания и следуют простой букве? Им мы скажем, что здесь заключается предречение о голоде духовного разумения, чрез которое можно видеть Христа и находить страдание и воскресение Господа. Они скитаются по миру и ищут слова Господня, но не находят его, потому что они отвергли Слово Господне, которое было в руках всех пророков, которое в начале было у Отца, которое стало плотию и обитало с нами [[new:in:01:start|(Ин. гл. 1)]]. В то время оскудели от жажды прекрасные девы и юноши или избранные и учители (ибо это означает "baurim"). Прекрасные девы означают синагоги, а избранные – учителей народа. Оскудение их свидетельствует об исполнении проклятий, [заключающихся] в книге Второзакония относительно народа иудейского [[old:vtor:27:start|(гл. 27–29)]]. Эти избранные и учители клялись идолом самарийским и говорили: **жив бог твой, Дан**, в пределах земли иудейской, где теперь находится Панея и где в то время совершалось служение золотому тельцу, и **жив путь в Вирсавию**, потому что туда ходили редко и длинным путем по причине царей иудейских как праведных, так и неправедных. Так как они это делали, то падут и уже не восстанут, то есть не получат того состояния, в котором прежде были. Посылает же Господь голод на землю для тех, которые мудрствуют о земном, и голод не хлеба и жажду не воды, но слышания слова Господня, когда по причине грехов народа оскудевает (или //оскудело//) учение в церквах; они доходят **от моря до моря**, то есть от соленых и самых горьких вод до моря, не направляясь к рекам и разного рода источникам с водою наиболее приятного вкуса, но [от горьких вод] снова устремляясь к горьким, **и от севера до востока**, желая оставить север (откуда дует самый суровый ветер, который неопытные называют благоприятным) и достигнуть востока, которого не могут найти, потому что они не идут прямым путем, но бродят по непроходимым тропинкам и, не держась царского пути, блуждают по кривым и извилистым путям. В то время оскудеют души девственные, которые апостол называет неповрежденными, и которым он желает обладать вечною чистотою, когда пишет Коринфянам: //обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови. Боюся же, да не како, якоже змий Еву прелсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваша и уклонятся от простоты яже о Христе// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11:2]][[new:2kor:11:03|–3)]]. Если бы все девы были прекрасными или добрыми, то никогда не было бы сказано: **оскудеют девы добрые**, но в отличие от худых дев сказано о добрых, которые святы телом и духом. Худые – это те пять неразумных дев, которые не заготовили масла для своих светильников [[new:mf:25:start|(Мф. гл. 25)]]. А добрые и красивые девы – те, которые имели свет добродетелей и вошли в чертог жениха. Оскудеют же девы потому, что не найдут слова Господня. Отсюда мы видим, что если нет учения в церквах, то погибает целомудрие, уничтожается чистота, исчезают все добродетели, потому что не вкушают слова Господня, между тем как вкушающий эту пищу и насыщающийся ею услышать слова Соломона: //праведный ядый насыщает душу свою, души же нечестивых// голодают (или //будут голодать//, – [[old:pr:13:26|Притч. 13:26)]]. И Давид, достигши старости, свободно воспевал: //я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба// [[old:ps:036:25|(Пс. 36:25)]]. Но сколько мучеников при гонениях погибли от голода и нуждались в хлебе и телесной пище! Следовательно здесь говорится о том хлебе, который сходит с неба, и кто вкушает его, тот не может иметь ни голода, ни жажды. При оскудении же дев оскудеют и юноши, которые прежде побеждали мир, и оскудеют они потому, что клянутся идолом Самарии, которую мы всегда понимаем, как образ еретиков, согласно с словами этого же самого пророка: //горе презирающим Сион и надеющимся на гору Самарийскую// [[old:am:06:01|(Ам. 6:1)]]. Ибо еретики презирают церковь Божию и надеются на свои лжеучения, возносясь против знания Божия, и, произведши разделение в народе Его, говорят: //нет нам части в Давиде и наследия в сыне Иессеевом// [[old:3ts:12:16|(3 Цар. 12:16)]]. Поэтому если кто клянется грехом Самарии и говорит: **жив бог твой, Дан, жив путь в Вирсавию**, тот падет и уже не в состоянии будет встать. Колено Даново в отдаленнейших пределах иудейских не могло найти удела, как написано в книге Судей [[old:sud:18:start|(гл. 18)]], и [слово **Дан**] означает //суд//. **Вирсавия** же, смотря по различию ударений, означает на нашем языке //колодезь клятвы// или //колодезь насыщения// и //седьми//. Таким образом и еретики в крайних пределах Священных Писаний будут жаждать, презирая суд Божий и стремясь к пути в Вирсавию, находившуюся в колене Иудином, и желая подражать великому числу таинств Церкви, говорят, что они сыты и пресытились. Их укоряет апостол Павел, говоря: //се сыти есте, се обогатистеся// [[new:1kor:04:08|(1 Кор. 4:8)]]. Они клянутся именем Господним и, раз павши, уже не встанут, потому что они богов – идолов признают своим Богом. Но кои желают принести покаяние и не говорят: **жив бог твой, Дан, и жив путь в Вирсавию**, те услышат слова Иеремии: //еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится?// [[old:ier:08:04|(Иер. 8:4)]]. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних** Особенною тяжестью предстоящего Израилю суда, по изображению пророка, явится лишение слов Господних или божественных откровений. Обладание божественным откровением составляло преимущество Израиля пред языческими народами [[old:vtor:18:13|(Втор ХVIII:13-22)]] и было доказательством его избрания Богом. Лишение божественного слова означает, поэтому, предстоящее народу отвержение Богом. [<10>]