[<10>] ====== Толкования на Ам. 8:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-14 **В той день оскудеют девы добрыя и юноши в жажде, кленущиися очищением Самарийским и глаголющии: жив Бог твой, Дане, и жив Бог твой, Вирсавее: и падут, и не восстанут ктому** Слово выразительно указывает на то, что похищены будут врагами их сыновья и дочери. Именно это и означают **девы** и **юноши**, потому что мы найдем, что обычно отводящие в плен особенно обращаются к этому возрасту. По-видимому, слово намекает нам и на нечто иное из сокровенного. В идольских капищах проживали девицы и с ними мальчики или юноши подростки, при помощи которых любопытствующие о волхвовании думали узнавать решения демонов, потому что они, призывая их на непорочные дела, заставляли давать ответ в виде неразборчивого бормотанья. Говорят, что и доселе желающие творить безбожные дела гадают одинаковым с теми способом. Но что у Израиля оскудеет не только полезное и необходимое для исправления слово Божие чрез пророков, а также и слово лживых прорицателей, или демонов, которое они выражали людям чрез девиц и юношей, это показывает, говоря: **в той день оскудеют девы добрые**. Говорит как бы так: вместе с прочими погибнут у тебя и девы добрые. Наравне с девицами слово насмехается и над отроками, клянущимися очищением Самарийским. Как кажется, у них вошло в привычку клясться богами Самарийскими, или телицами, и они, конечно – жестоко насмехаясь над Богом, приписывали Ему принадлежащее истуканам, говоря: **жив Бог твой Дане, и Бог твой Вирсавее**. Это – города Иудеи, лежавшие на крайних границах страны и как бы определявшие меру земли от юга к морю. Таким образом, все равно, если бы те, которым пришлось поклясться, сказали: жив Бог земли Иудейской, то есть телец, потому что конечными точками объемлется средина и изображается представление о целом. **Оскудеют же**, говорит, **девы и юноши в жажде**, – потому, что не будут более доставлять лживых демонских прорицаний, вследствие того что сами будут добычею иноплеменников, или пав от меча, или потерпев бесславный и несносный плен. Когда же был распят Христос и скрылся для Иудеев, то вместе с вещественным солнцем и чувственным светом они лишились и луча мысленного и просвещения от Духа. При чем оскудели словом Божиим и вышним утешением ихние девы вместе с юношами, то есть: добрые и благочестивые души, непорочность которых означается девством, а крепость и великая сила именем юноши. В самом деле: кто у них свят, если закон никого не может довести до совершенства и не достаточен для их оправдания? У кого из них духовная крепость и сильный ум, если они не знают блистательных подвигов жизни евангельской? Не все ли они вялы и во грехах расслаблены умом? Да и можно ли в этом сомневаться? – Итак, они оскудели в жажде, и не им сказано: //«почерпите воду от источник спасения»// [[old:is:12:03|(Ис.12:3)]], напротив повелел даже облакам //«еже не одождити»// на них //«дождя»// [[old:is:05:06|(Ис.5:6)]], потому что не послушались самого Христа, Который возглашал: //«аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет»// [[new:in:07:37|(Ин.7:37)]], но, оставив Его, источник жизни, //«ископаша кладенцы сокрушеные, иже не возмогут воды содержати»// [[old:ier:02:13|(Иер.2:13)]]: склонились к учениям и заповедям человеческим [[old:is:29:13|(Ис.29:13)]]: которые не могут пользующихся ими ни напоить для жизни, ни соблюсти для спасения. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши** См. Толкование на [[old:am:08:11#blzh_ieronim_stridonskij|Ам. 8:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши** //В тот день// - в день суда, который понимается пророком в ст. 13, как продолжительный период. - //От жажды:// как от физической, так и от духовной жажды слышания слова Божия. Называя дев и юношей, пророк хочет сказать, что если они, более сильные, будут истаивать от жажды, то как велики будут страдания других! [<10>]