[<10>] ====== Толкования на Ам. 9:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И Господь, Господь Бог Вседержитель прикасаяйся земли и колебля ею, и возрыдают вси живущии на ней, и взыдет яко река скончание ее, и снидет яко река Египетская** По любви пророк не позволяет слушателям не верить его речам как несбыточным, и это – с целию убедить их, чтобы они научились отдавать предпочтение доброму и исполнились уважения к полезному, дабы Бог прекратил гнев, отвлек напасть и принял кающихся, ибо Он всегда милосердствует к желающим обратиться. Поэтому учит, что Бог всесилен и имеет полную возможность положить конец тем, кому сказал, ибо, говорит, **Господь, Господь Бог Вседержитель, прикасаяйся земли, и колебля ею**, – все равно, как если бы сказал: не следует думать, что оскорбленный подобен нам: Владыка – не как человек, но Он – Господь сил, прикасающийся рукой Своей к земле (конечно – Самарийской) и колеблющий ее, заставляя ее испытывать, разумеется, не обыкновенное смятение, но потрясая ее всю войною и жестокими бедствиями и приводя в содрогание. Поэтому, говорит, возрыдает всякий живущий на ней, и как река Египетская взыдет скончание, покрывая и погружая все, а потом опять таким же образом возвратится, увлекая и унося (все с собою). Мы говорили уже, что волнам речным уподобляет Сеннахирима, ассирийские полчища и воздвигнутую ими против Самарии войну. Итак, прогневляющим и оскорбляющим Бога невозможно будет бегство, но всесильна и неизбежна будет разящая рука, и кто раз будет пойман, тому не будет никакой помощи и утешения, ибо, по написанному, //«аще затворит от человеков, кто отверзет?»// [[old:iov:12:14|(Иов.12:14)]]. Конечно, гораздо лучше отвратить гнев обращением к тому, что ему угодно и любезно. А это, и вполне естественно, совершится в том случае, если мы, забывая прежнее и отвыкая от худого, будем просвещать себя преуспеянием в добродетели, ибо тогда избавимся от последствий гнева и легко подвигнем благого по естеству Создателя удостоить нас снисходительного и милостивейшего внимания. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, - и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская** См. Толкование на [[old:am:09:02#blzh_ieronim_stridonskij|Ам. 9:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, - и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская** Как и в [[old:am:05:13|V:13]], возвещение суда заканчивается прославлением величия и всемогущества Божия. Образ речи в ст. 5 заимствован из воспоминания о недавнем землетрясении [[old:am:04:11|(IV:11)]]. Отсюда же в [[old:am:08:08|VIII:8]] пророк заимствует и форму для выражения угрозы. См. прим. к [[old:am:08:08|VIII:8]]. [<10>]