[<10>] ====== Толкования на Ам. 9:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 7-8 **Не якоже ли сынове Ефиопстии, вы есте мне сынове Израилевы? глаголет Господь. Не Израиля ли изведох из земли Египетския и иноплеменники из Каппадокии и Сиряны из рова? Се, очи Господа Бога на царство грешных и отвергу е от лица земли** Израильтяне, всегда высоко поднимающие чело, постоянно то так, то иначе ссылаясь на благородство отцов и широко раскрывая уста, говорили: мы имеем отцом Авраама; однако они услышали обращенные к ним слова Христа: //«аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили»// [[new:in:08:39|(Ин.8:39)]]; //«не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ни зане суть семя Авраамле, вси чада»// [[new:rim:09:06|(Рим.9:6–7)]]; но светлость дел по справедливости дает возможность хвалиться славными деяниями отцов. Кроме того, они презирали все прочие народы, говоря и то, что Бог их сделал избранными из всех народов, избавил из земли Египетской и перевел в землю обетованную. Все это верно; но те, которые преимущественно обязаны были соответственною взаимностию радовать Почтившего, во многих отношениях оказались жестоко оскорблявшими Его полными отступлениями и уклонениями к пороку; наконец, жалкие, дошли до такого повреждения ума, что стали думать, что им для благосостояния и славы достаточно происхождения от корня Авраамова и изведения из земли Египетской в землю обетованную. Поэтому, чтобы они знали, насколько недействительны в отношении к пользе такие похвальбы для них, обратившихся к нерадению и не желающих быть благочестивыми, по необходимости говорит: не буду ли Я смотреть на вас, – хотя вы и имеете благородство по отцам, – точно так же, как на сынов Ефиопских, которые не имеют корнем Авраама? Ибо божество неуклонно и совершенно нелицеприятно и не знает плотского благородства, лишенного добрых дел, но удостаивает всякого уважения благородство духовное и то, за которым обыкновенно следует блистание славными подвигами. Но вам кажется чем-то великим и изрядным то, что из Египетской земли перешли в другую. Что же из того, говорит, или какую это вам доставить пользу? – Это получили от Меня и другие. Именно: Я вывел иноплеменников, то есть Филистимлян (как передавали Евреи), из Каппадокии, а Сирийцев, то есть всех, которые были тогда подвластны Дамасскому царству, вывел из рова. Нужно заметить, что вместо из рова Иудеи поставляют: из Кирены. Таким образом Филистимляне были выходцами Каппадокийскими, а Сирийцы – Киренскими. А рвом называли Кирену, хотя она весьма возвышенна и расположена высоко, потому, что она лежит как бы в глубокой впадине, ибо, можно сказать, вся земля Ливийская состоит из открытых приморских долин. Поэтому, говорит, у Меня, на всех смотрящего одинаково, есть намерение стереть с лица земли всякое царство грешников. Следовательно никакой пользы не приносит плотская знаменитость обладающим ею: благородством у Бога считается добрый нрав, весьма наклонный к достижению добродетели и пекущийся о соревновании в благочестивых деяниях предков. Ст. 8-10 **Обаче не в конец отвергу дом Израилев, глаголет Господь. Понеже, се, аз заповедаю и развею дом Израилев во вся языки, яко же веется на веяле, и не падет сотрение на землю. Оружием скончаются вси грешнии людий моих, глаголющии: не приближатся, ни приидут на нас злая** Снова сохраняется Израилю остаток ради отцов: не подвергнутся, говорит, окончательной гибели, и род Иакова не совсем исчезнет, но как бы разбросанные веялом, говорит, рассеяны будут по всем народам. Впрочем **не падет сотрение на землю**, то есть; не так падет род Иакова, чтобы дойти до полного сокрушения, но спасется часть помилованных, потому что некоторые в то время возвратились из плена. Спасена же Христом, так как не малое число из Иудеев уверовали. Спасется также остаток в последние времена, когда призвано будет множество язычников. Затем как бы на чьи слова: если Иаков спасается, то против кого угрозы? мудро отвечает и говорит, что гнев не будет обращен решительно на все без рассуждения и последствия ярости не будут безразличны, но постигнут тех, кто совершил нетерпимые согрешения. Это и есть: **оружием скончаются вси грешнии людей, глаголющии: не приближатся, ни приидут на нас злая**, ибо некоторые дошли до такого повреждения ума, что считали святых пророков прорицающими ложь и говорили, что ни одно предсказание не сбудется. Об этом свидетельствует Иеремия, который говорит Богу: //«се тии глаголют ко мне: где есть слово Господне? да приидет»// [[old:ier:17:15|(Иер.17:15)]]. Итак, у людей такого образа мыслей грех двоякий: и прогневляли разными способами, и считали истину за лживую басню. Найдем также, что во время пришествия Спасителя нашего наставники Иудеев не обращали внимания на Его слова. Посему они и услышали: //«горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко взясте ключ разумения: вы не входите, ни входящих оставляете внити»// [[new:lk:11:52|(Лк.11:52]]; [[new:mf:23:13|Мф.23:13)]], и еще: //«горе вам, яко переходите море и сушу»// и прочее ([[new:mf:23:15|Мф.23:15]] и д.). Посему справедливо не признаны за детей, как удалившиеся от благородства отцов, но причтены как бы к сынам Ефиопским; истреблены и оружием и понесли от Судии наказания, соответственной их безрассудству. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Се изведох иноплеменники из Каппадокии**. Бели хвалитесь исшествием своим из Египта, и не прославляете за сие Меня; то знайте, что Я и Филистимлян извел из Каппадокии, и **Сиряны из Кира**, то есть, из Харраса, или Харана. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян - из Кира?! Вот, очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь** Вместо Кирены Акила и пятое издание поставили самое слово еврейское "сиг", LХХ: **ров**, то есть βόθρον, Феодотион **стена**, Симмах, которому и мы в настоящем месте последовали, **Кирена**. Изложу в кратких словах весь смысл этого места и всего того, что содержится в этом отделе, до того места, в котором написано: //которые говорят: не приблизится и не придет на нас бедствие// [[old:am:09:10|(ст. 10)]], чтобы мы могли знать все то, что говорится. Я, Господь Бог всемогущий, от которого ничто не может скрыться, который коснется земли, и она поколеблется, который устраивает на небе восхождение Свое, который призывает воды морские и изливает их по лицу земли, которому имя Господь, который есть Творец всего, образовал все народы из одной и той же глины и произвел их для одинакового жребия. Поэтому ефиоплян, палестинян, сириян и иудеев, разнящихся по месту пребывания и по телу, Я соединил законом смертности, и по Своему произволению передвигаю рабов Своих то туда, то сюда и переселяю во все страны. Не превозноситесь высокомерно, потому что Я вывел вас из Египта и, как Свой собственный народ, не допустил вас быть в рабстве у Фараона. То же самое сделал Я и с палестинянами, которых LХХ перевели чрез **иноплеменников** и которые по-еврейски называются "сарthorim", так что переселил их из Каппадокии и поместил в странах Палестины; также и сириян, то есть арамлян (Агат), Я переселил из Бирены. Поэтому те, которые были созданы при одинаковых условиях, будут наказаны по одному и тому же определению суда Моего, и Я истреблю все нечестивые царства без различия лиц. А вас, сыны Израилевы, о которых Я сказал: //сын Мой первенец Исраиль// [[old:ish:04:22|(Исх. 4:22)]] и: //из Египта воззвах сына Моего// [[old:os:11:01|(Ос. 11:1)]], Я поражу жезлом и посещу грехи ваши, но не навсегда истреблю и милости Моей не отниму от вас [[old:ps:088:start|(Пс. 88)]], и, как бы быстро передвигая и тряся в решете, очищу и выберу, чтобы тот, кто был камешком и укрепился чрез покаяние, не выпал из Моего решета, а кто, подобно пыли, упадет на землю, тот будет поражен мечем, чтобы умерли грешники из народа Моего (ниже [[old:am:09:09|ст. 9]][[old:am:09:10|–10)]], не потому, что они прежде грешили, а потому, что до самой смерти они упорствовали во грехах. Но всякий, кто был Израилем, кто прежде мысленно созерцал Бога и был выведен из Египта, если, стремясь к порокам египетским, возвратится не только в Египет, но и в Ефиопию, бывший в которой, по Иеремии [[old:ier:13:start|(гл. 13)]], не может переменить кожу свою, спасается чрез пришествие Христово и над ним исполняется написанное: //Ефиопия предварит руку свою к Богу// [[old:ps:067:32|(Пс. 67:32)]]. И когда он будет служить Богу, то будет сказано о нем: пред //Ним припадут ефиопляне// [[old:ps:071:09|(Пс. 71:9)]]. Когда таковые падут пред Ним и с другой стороны рек ефиопских будут приносить жертвы Господу, то могут сказать: //черна есмь аз и добра, яко опали мя солнце// [[old:pp:01:04|(Песн. 1:4]][[old:pp:01:05|–5)]]. Ибо тела, делающиеся слабыми вследствие прохлады и бездействия, не могут переносить мирских искушений и треволнений, а те, которые приготовляются к борьбе и состязаниям и загорают от солнца, преодолевают все невзгоды в мире и получают благословение Святого Духа, говорящего к праведнику: //во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию// [[old:ps:120:06|(Пс. 120:6)]]. Таким образом, ефиопляне превращаются в сынов Божиих, если приносят покаяние, и сыны Божии переходят в ефиоплян, если опускаются в бездну грехов. Ибо Сам Творец всего, Бог, превратил каппадокийцев в палестинян и соделал то, что те, которые жили в холоде по отношению к вере и подвергались самому суровому ветру, Аквилону, падают, когда пьют, и, оставив высокомерие, испытывают на себе правосудие Господа. Он также сириян, то есть высоких или возвышенных, называющихся //Арамом// (Аram), переселил из Кирены, слабой стены или из такой, которая примыкала к горькому морю и находилась близ Сиртов, а по LХХ была во рву, и изменил их к лучшему, сделав высокими. Ибо очи Господни над всеми грешными царствами, которые диавол показал Господу [[new:mf:04:start|(Мф. гл. 4)]] и о которых апостол говорит: //да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его// [[new:rim:06:12|(Рим. 6:12)]]. Но когда Он жезлом посетит грешников и поразит и сокрушит тех, которые будут упорствовать во грехе, Он не допустить на веки погибнуть тем душам, которые называются домом Иакова, которые запинают грех, одерживают победу в борьбе и овладевают пятою кровавого брата. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян - из Кира** У Израиля могла оставаться надежда, что он спасется от предстоящего суда Божия, как народ завета, избранный Богом из среды других. Пророк разрушает эту суетную надежду. В [[old:am:01:start|гл. I-II]] он поставил Израиля на одну линию с языческими народами пред карающим Правосудием Божиим. В [[old:am:03:01|III:1-2]] пророк указал на то, что особенные милости Божии к народу, избрание его, - возложили на него особенные обязательства и послужат основанием для более строгого суда над ними. В [[old:am:09:07|IX:7]] пророк снова выставляет на вид, что Израиль не имеет преимущества пред другими народами. Сыны Израилевы для Господа тоже, что презираемые эфиопляне, и как Господь вывел Израиля из Египта, так вывел Он филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира. Кафтор, отечество филистимлян [[old:vtor:02:23|(Втор II:23]]; [[old:ier:47:04|Иер XLVII:4)]], отождествляют с островом Критом (Гитциг, Кейль), с Кипром (Гоонакер) или же с Дельтой Нила (Эберс). LXX и Вульг. ошибочно отождествляли Кафтор с Каппадокией; отсюда в слав. т.: //"и иноплеменники// (филистимлян) //из Кападдокии".// - //И Арамлян из Кира:// по переводу LXX - //"и сиряны из рова"//; LXX производили, повидимому, слово Kir от karoh рыть. Симмон, блаж. Иероним перевели kir сл. Kurhnh, Суrenae, Феодотион - toicoV, стена. О местоположении Кира см. прим. [[old:am:01:05|I:5]]. Пророк отождествляет изведения Израиля из Египта с переселением филистимлян и арамлян, потому что особенный смысл изведения из Египта и теократического призвания Израиля теперь утратился: остались только лишь простые исторические события, аналогии для которых можно находить и в истории языческих народов. [<10>]