[<10>] ====== Толкования на Ам. 9:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и возвращу плен людий Моих Израиля, и возградят грады разореныя, и населятся, и насадят винограды и испиют вино их, и сотворят вертограды и снедят плод их** См. Толкование на [[old:am:09:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Ам. 9:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== В смысле же историческом Пророк холмами называет князей еврейского народа, о которых говорит: **и возградят грады разоренныя**. Те города, которые были разорены врагами их, Ассириянами и Вавилонянами, возградят они, по возвращении. **И насадят вертограды**, которые истреблены были врагами. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них** См. Толкование на [[old:am:09:13#blzh_ieronim_stridonskij|Ам. 9:13]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой** Пророк возвещает восстановление городов, возрождение прежней спокойной жизни и полной безопасности от врагов. Пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой и ниспослании благ народу Израильскому некоторыми комментаторами (Кирилл Ал., Феодор М., Калмет) понимается как предсказание о возвращении из Вавилонского плена и о временах Зоровавеля. В частности, пророчество о том, что Израиль овладеет некогда остатком Едома, исполнилось, по мнению Калмета, в факте подчинения Едомлян Иудеям при Гиркане (И. Флавий, Древн. ХIII, 17). Но пророк в ст. 11-15 провидит излияние такого обилия благ, которого не было ни при Зоровавеле, ни тем более при Гиркане. Образ выражения пророка [[old:am:09:11|(ст. 11]], [[old:am:09:12|12)]] показывает, что он созерцает те же самые времена, которые подобными же чертами изображаются и у других пророков [[old:is:11:start|(Ис XI]]; [[old:os:02:21|Ос II:21-23)]], т. е. времена мессианские. В мессианском смысле рассматриваемое пророчество Амоса понималось ещё древними евреями, которые усвояли Мессии наименование bar naphilim, "Сын падших", заимствуя это наименование, очевидно, из [[old:am:09:11|ст. 11-го]]. В Новом Завете пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой истолковано Ап. Иаковом в речи, произнесенной им на апостольском соборе в Иерусалиме [[new:act:15:16|(Деян XV:16-17)]]. По объяснению апостола, Пророк предвозвещает обращение ко Христу всех языческих народов и образование из них народа Божия или Церкви, что и является, очевидно, восстановлением скинии Давидовой. Следуя апостолу, толковали слова пророка Амоса в мессианском смысле и церковные учители. По объяснению св. Иоанна Златоуста, восстановление скинии Давидовой совершилось в "воссоздании потомства Давида в Лице Господа Иисуса Христа, потомка Давидова по плоти и Царя нового духовного царства на земле" (Бесед. на [[new:act:15:16|Деян XV:16-17]]). По толкованию св. Ефрема Сирина, "скиниею Давидовою" пророк называет весь род человеческий, который низложен был преступлением заповеди и восстановлен от падения Христом, или Церковь. Блаж. Феодорит разумеет под восстановлением скинии воспринятие на Себя Спасителем человечества от семени Давидова. Ко временам мессианским должно относить и [[old:am:09:13|ст. 13-15]], где идет речь о ниспослании восстановленному народу обильных благ. Самые выражения пророка в [[old:am:09:13|ст. 13-15]] показывают, что речь его имеет не прямой характер и должна быть понимаема в духовном смысле. В законе обилие земных благ обещается, как награда народу за верность заповедям Божиим [[old:lev:26:03|(Лев XXVI:3-6)]]. Отсюда, обилие благ является для пророка символом духовного совершенства народа, святости его, образом тех духовных даров, которые будут ниспосланы на членов восстановленной скинии Давидовой или Христовой церкви. Церковные учители истолковывают и отдельные черты представленного пророком образа славного будущего духовного Израиля. "Пророк означает", говорит св. Ефрем Сирин в объяснении [[old:am:09:13|ст. 13-15]], "божественные блага и небесные дарования, ниспосланные нам по воскресении Христовом. Горами называет здесь церкви, а сладостью преподаваемое в них учение. Холмами называет святые обители и отшельнические пещеры богочтецов, которые процветают в горах, упражняются в славословии". По объяснению св. Кирилла Ал., слова пророка о возвращении народа из плена и поселении его навсегда в своей земле [[old:am:09:14|(ст. 14-15)]] должно относить к дарованному Христом избавлению людей из плена диаволу и греху и вечную жизнь в Царстве славы. Выражение пророка в [[old:am:09:15|ст. 15-м]] //и они не будут более исторгаемы из земли своей// является пророчеством о Церкви Христовой, которую враги будут преследовать, но никогда не одолеют и не поработят. (Юнгеров, с. 201-202). [<10>]