[<10>] ====== Толкования на Ав. 1:21 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И взыдут спасаемии от горы Сиони, еже отмстити гору Исавлю, и будет царство Господеви** См. Толкование на [[old:av:01:20#svt_kirill_aleksandrijskij|Ав. 1:20]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа** **И взыдут спасаемии** из Вавилона **на гору Сионскую, еже отмстити гору Исавлю**, то есть чтобы истребить и погубить дом Исавов. **И будет царство Господеви**, потому что все народы уничижатся и будут раболепствовать народу Господню, //людем, яже//, как написано в Псалме, //сотвори Господь// [[old:ps:021:32|(Пс. 21:32)]]. //**Комментарии на малых пророков.**// ===== Блж. Августин ===== **И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа** См. Толкование на [[old:av:01:20#blzh_avgustin_avgustin_iponskij|Ав. 1:20]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа** См. Толкование на [[old:av:01:20#blzh_ieronim_stridonskij|Ав. 1:20]] //**Комментарии на малых пророков.**// ----- См. также Толкование на [[old:av:01:20#blzh_ieronim_stridonskij|Ав. 1:20]] **//Толкование на книгу пророка Авдия.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа** См. Толкование на [[old:av:01:20#blzh_feodorit_kirskij|Ав. 1:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа** //Спасение на Сионе// **И придут спасители** //(moschilim)// **на гору Сион** //(behar zion)//: как некогда, во время Судей, Господь воздвигал спасителей Своему народу [[old:sud:03:09|(Суд. 3:9]], [[old:sud:03:15|15]]; [[old:4ts:13:05|4 Цар. 13:5]]; [[old:neem:09:27|Неем. 9:27)]], так и в будущем Он избавит народ через посредство чрезвычайных мужей, а Едом подвергнется суду Божию. Такими спасителями народа, приготовлявшими Царство Божие, явились Зоровавель, Ездра, Неемия, Маккавеи (Кнабенбауер и средневек. кат. экзегеты). Марти в выражении пророка //vealu moschiim//, **взойдут на гору Сион спасители**, видит указание на то, что эти спасители будут происходить не из Иерусалима, а из провинции, как Маккавеи из Модина. LХХ, а также Ак., Феод., евр. //moschiim (спасители)// читали как //noschaim// или //muschaim// и, потому, перевели сл. άνασωζόμενοι и σεσωζόμενοι (Ак., Феод.), слав. **спасаемии**; //behap zion// LXX читали //megar zion//, слав. **от горы Сиони**. — **Чтобы судить гору Исава**; в слав. **еже отмстити** (τού εκδικήσαι) **гору Исавлю**. Марти обращает внимание на то, что в предшествующих стихах говорилось уже об уничтожении Едома; поэтому мысль о суде над Едомом представляется ему излишней, и выражение "чтобы судить Исава" Марти вычеркивает, как глоссу. Но в образной речи пророка это выражение не является противоречием: это только новое выражение раскрываемой пророком идеи будущего возвышения народа Божия. — Об исполнении пророка Авдия должно заметить следующее. Теснимые с VI в. арабами на севере, едомитяне заняли постепенно южную Палестину, так, что Хеврон стал идумейским городом. С этого времени началась борьба иудеев с едомитянами, достигшая своего высшего развития в эпоху Маккавеев. В 165 г. Иуда Маккавей отнял у едомитян Хеврон [[old:1mak:05:03|(1 Мак. 5:3]], [[old:1mak:05:65|65)]], а в 126 г. Иоанн Гиркан совершено подчинил едомитян, обратив их силой в иудейство (Древн. XII; VIII, I; XIII; IX, I; [[old:1mak:04:28|1 Мак. 4:28]]–[[old:1mak:04:61|61]]; [[old:1mak:05:03|5:3]], [[old:1mak:05:65|65]]; [[old:1mak:06:31|6:31]]; [[old:2mak:10:15|2 Мак. 10:15]]; [[old:2mak:11:05|11:5]]; [[old:2mak:12:32|12:32]]). С этого времени началось слияние идумеев с иудеями, а после разрушения Иерусалима исчезло и самое имя едомитян. Отмеченные факты и могут быть рассматриваемы, как осуществление предсказания Авдия в [[old:av:01:17|Ав. 1:17–21]] о наследовании иудеями горы Исава. Но, вообще, речь пророка о будущем Едома и Иуды имеет образный характер и связать ее с определенными историческими фактами трудно. Об исполнении ветхозаветных пророчеств о гибели Едома см. К. Кейт. Доказательства истины христианской веры. СПБ. 1870. с. 298–360. [<10>]