[<10>] ====== Толкования на Авм. 1:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 3-4 **Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие. Противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон, и не про­изводит­ся в совершение судъ: яко нечестивый преобидитъ праведнаго, сего ради изыдетъ суд развращен** Отсюда ты можешь видеть, что святые ненавидят зло, ибо страдания других называют своими собственными. Посему и премудрый Павел говорит: «//кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся?//» [[new:2kor:11:29|(2 Кор. 11:29)]]; и нам самим повелел «//плакать с плачущими//» [[new:rim:12:15|(Рим. 12:15)]], показывая тем, что сострадание и взаимная любовь всего более приличны святым. Говорит, что Бог «показал» ему «труды и болезни» (очевидно, что нечестие преступников закона, привыкших поступать неправедно) не тем, что причинил ему самому страдания, а тем, что долготерпел совершившим зло; или тем, что не избавил его от жизни, хотя и мог, чтобы не быть ему зрителем поистине ужасных деяний. Святые среди столь тяжких душевных скорбей обыкновенно желают избавиться от жизни, как например и блаженный Иона говорит: //и ныне, Господи, возьми душу мою от меня//, потому что «//уне ми умрети, нежели жити//» [[old:ion:04:03|(Ион. 4:3)]]. И премудрый Павел пишет, что лучше «//разрешитися и со Христом быти//» [[new:fil:01:23|(Фил. 1:23)]]. И подлинно, для желающих жить свято освобождение от совершающихся в мире дел и избавление от ужасных забот здешних есть именно отложение скорбей. Что в его собственной жизни нет ничего располагающего к скорби, но что он приходит в уныние, как святой и любящий правду при виде людей, пренебрегающих божественной заповедью, и притом людей не простых каких-либо, но прославленных высшими почестями, предстоятелей народа и облеченных достоинствами судей, – это ясно показывает, говоря, что прекратились праведные приговоры (суда), хотя закон ясно повелевает: не приемли лица в суде, «//яко суд Божий есть//» [[old:vtor:01:17|(Втор. 1:17)]]. Итак, производство суда есть дело великое, и неподкупный, не допускающий извращения приговора над праведником, судья становится мудрым подражателем божественной высоты и славы; а судья, приемлющий подарки, есть оскорбитель Бога и противник самых Божественных достоинств, потому что он обезображивает красоту истины и заботится об извращении правды, глаголя «//лукавое доброе, и доброе лукавое//», и тьму нечестиво считая светом и свет тьмою [[old:is:05:20|(Ис. 5:20)]]. Итак, пророк показывает, как с нарушением одной этой превосходнейшей и преславнейшей заповеди тотчас подвергся попранию весь закон; ибо нарушивший высочайшую из обязанностей как может удержаться от нарушения меньшей? Пророк самого себя выставил свидетелем и зрителем притеснения. Поскольку же, говорит, пренебрегается правый суд, то и закон теряет силу, и не совершается правда судов в угождение Тебе Владыке, и «нечестивый приобидит праведнаго». В том же самом преступлении Бог упрекает сонмище иудейское и устами других пророков, ибо говорит, что «старейшины его на дарех суждаху» [[old:mih:03:11|(Мих. 3:11)]] и ему опять говорит устами Исаии: «//сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои непокаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии//» [[old:is:01:22|(Ис. 1:22-]][[old:is:01:23|23)]]. Кажется, пророк Аввакум и теперь хочет сделать то, на что указывается в книге Притчей: «//яже видеста очи Твои, глаголи//» [[old:pr:25:08|(Притч. 25:8)]]. Он разъясняет и показывает, наконец, основание, свойственной Богу неизглаголанной кротости, долготерпящей настолько, сколько Ему прилично, ибо Бог благ; впрочем, с точки зрения человеческого ума – долготерпение Его простирается даже далее всякой меры. И над Христом совершен был «суд развращен, и разорися закон». Кого следовало почитать как Бога, и потому как чудотворца, на Того начальники иудейские непрестанно клеветали и все силы напрягали к злословию Его. Не было ничего неприличного, чего бы они не дерзнули сказать против Него. То они думали, что Он изгоняет бесов Вельзевулом, то называли Его винопийцей и бесноватым. Потом: Его следовало называть Спасителем и Искупителем всяческих, а они, жалкие, нечестиво умертвили Его, произнеся над ним неправедный приговор, хотя закон ясно повелевает: «//неповинна и праведна да не убиеши//» [[old:is:23:07|(Ис. 23:7)]]. Обвинял также их Христос за то, что они не хотели помышлять о правде и святости, но молчали и как бы закрывали умственные очи от того, о чем говорит Моисей. Однажды, отменяя закон о субботе, когда они нападали на Него, и весьма сурово, за то, что Он совершал нечто приличное Богу в субботу, Он так сказал: «//едино дело сотворих, и вси дивитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисеа есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание человек приемлет в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Не судите на лица, но праведный суд судите//» [[new:in:07:21|(Ин.7:21-]][[new:in:07:24|24)]]. //**Толкование на пророка Аввакума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор** См. Толкование на [[old:avm:01:02#blzh_ieronim_stridonskij|Авм. 1:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор** См. Толкование на [[old:avm:01:02#lopuxin_ap|Авм. 1:2]] [<10>]