[<10>] ====== Толкования на Авм. 1:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Страшен и явлен есть, от него суд его будет, и взятие его от него изыдет** Речь переходит к вождю народа, то есть к тирану вавилонскому, может быть, к Навуходоносору, который покорил Иудею и, предавши огню самый божественный храм, отвел в свою страну, в качестве пленного, Иуду. Итак, называет его страшным по причине его свирепости и неукротимости в гневе, необузданности в мыслях и жесткости в мщении. **«Явленным»** же называет его, как честолюбивого и тщеславного, и ненасытного любителя славы, ибо цари Вавилона всегда были надменны и весьма славолюбивы. Поскольку же они во всяком деле и предприятии руководствовались своим произволом, требуя от подчиненных просто только исполнения своих повелений, то поэтому говорит: «**от него суд его будет**», то есть, он действует по своевольным побуждениям и, вследствие чрезмерной надменности, не терпит мнения других, хотя бы он требовал чего-нибудь невозможного; ибо замыслы персов заносчивы. Но поскольку они имели обычай производить гадания пред битвами и при помощи искусства магов старались узнавать, чем окончится предприятие, то он опять говорит: «**и взятие его от него изыдет**». Взятием же называет прорицание. За искусными в прорицании, говорит, не будет посылать к другим народам или в другие страны; напротив, говорящих ложь и не знающих ничего истинного, но всегда только подстрекающих и обыкновенно предвозвещающих ему победу, он всегда будет иметь среди живущих с ним. Государство вавилонское этим очень славилось. Поэтому-то и Валак, царь моавитский, когда хотел подвергнуть проклятию израильтян и старался узнать будущее, – из Месопотамии призвал Валаама. Он думал, что волхвы вавилонские искусны и проницательны и, будучи весьма могущественны при помощи своего волшебного искусства, могут совершать все, что угодно. Но, если угодно, мы можем принять и иной смысл объясняемого места. Изобразив вавилонского тирана, сказав, что он страшен и знаменит, тотчас прибавил, что «**от него суд его будет и взятие его от него изыдет**». Это можно будет понимать так. Бог всяческих определил наказать Израиля, проводившего постыдную и нечистую жизнь. Посему это выражение означает: над ним суд будет от самого вавилонянина; он как бы так говорит: он будет орудием гнева моего и чрез него я накажу тебя. Предсказание же о тебе значит: какое я приму решение и определение, «**от него**» также «**изыдет**», то есть, будет приведено в исполнение; ибо он приведет в исполнение то, что происходит из моей воли и благоусмотрения. //**Толкование на пророка Аввакума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Страшен и явлен есть, от него суд его будет, и взятие его от него изыдет** См. Толкование на [[old:avm:01:06#blzh_ieronim_stridonskij|Авм. 1:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его** См. Толкование на [[old:avm:01:05#lopuxin_ap|Авм. 1:5]] [<10>]