[<10>] ====== Толкования на Авм. 3:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-11 **Еда в реках прогневаешися, Господи? еда в реках ярость Твоя? или в мори устремление Твое? яко всядеши на кони Твоя, и яждение Твое спасение. Наляцая налячеши лук твой на скиптры, глаголет Господь: реками разсядется земля. Узрят Тя и поболят людие, расточая воды шествия Его: даде бездна глас свой, высота привидения своя: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем: во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих** Цель пророка – показать, что второе домостроительство (Новый Завет) гораздо лучше и блистательнее Ветхого, и сопровождается несравненно большими благами. Древле он освободил Израиля чрез Моисея от плотского рабства, превратив в кровь египетские реки и сотворив знамения и чудеса, потом разделив Чермное море и переведши чрез него освобожденных, а самых воинственных из египтян потопив в водах. Когда же Единородное Слово Бога сделалось человеком, то Оно избавило всю вселенную, подчиненную дьявольскому владычеству, не реки превратив в кровь, не на воду изливая свой гнев, не волны морские разделив и не людям причиняя погибель, напротив, убив самого убийцу – змия, и истребив от него и чрез него усилившийся грех, разрушив несокрушимую державу смерти и призвав всех к богопознанию чрез святых апостолов, которые, обойдя всю вселенную и возвестив всюду об имени Христа, по всей справедливости возбудили удивление. О Господи, говорит, Ты сам совершил дела, весьма достойные удивления и несравненно превосходнейшие совершенных Тобой чрез Моисея. Не на реки Ты наведешь гнев, не против моря Ты устремишься, не на них, как некогда, возблистает чудо Твоей божественной власти; напротив, Ты «**всядеши на кони твоя, и яждение твое спасение**». Но, далее, что это за кони? Это – блаженные ученики, апостолы и евангелисты, всецело преданные Его божественной воле, послушливые, благопокорливые, с готовностью исполняющие все угодное Ему, носящие в себе Христа, из коих один блаженный Павел; о нем Он сам говорит, «//яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя Мое пред языки//» [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]]. Весьма быстры эти кони, обтекли всю вселенную. Так, говорится, что есть //колесница//, имеющая тьмы тем и тысячи управляющих [[old:ps:067:18|(Пс.67:18)]]; впоследствии после них было весьма много вождей народа, подчинивших выю ума игу Спасителя и распространяющих славу Его по всей земле, и право правящих слово истины, и как бы конницей покоряющих всю землю. Спасение же коней или конницы означает, что не напрасно они совершали бег, но чтобы спасти города, страны и народы, в то время как Христос ниспровергает владычество демонов, которые, так сказать, разделили между собой всю землю, подчиняя своей воле ее обитателей. А так как древнее владычество демонов падет, то справедливо поэтому говорит: «**наляцая налячеши на скиптр**»; ибо Он устремится, как я сказал недавно, не на реки или моря, напротив, ниспровергнет скиптры демонов. Опять упоминает о делах Спасителя, и к другим народам, против которых напрягается лук или будет направлен, прибавится «земля рек», под которой, может быть, разумеет вавилонскую страну, ибо тогда она была в средине рек, – чтобы под сим образом врагов чувственных указать на множество врагов духовных и невидимых, против которых борются святые. Слово пророков всегда прикровенно. Итак, срединой рек обозначается земля вавилонская, а чрез нее прикровенно толпа демонов. Или, может быть, пророческое слово намекает нам и на нечто другое. Кажется, землею рек называет Иудею ради того, что в ней было очень много пророков, наподобие рек орошающих народ и как бы напаивающих божественными потоками. О них, думаю, говорит и блаженный Давид: «//реки восплещут рукою вкупе//» [[old:ps:097:08|(Пс. 97:8)]], и Бог устами Исаии: «//возблагословят мя зверие селнии, Сирини и дщери струфовы: яко дах в пустыни воду и реки в безводней, напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех, добродетели Моя поведати//» [[old:is:43:20|(Ис. 43:20]][[old:is:43:21|-21)]]; ибо Господь наш Иисус Христос назван источником сладости [[old:ps:035:09|(Пс. 35:9)]], и поистине Он таков. Он же есть и река, как негде о Себе Он сказал устами святых: «//се, аз укланяю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков//» [[old:is:66:12|(Ис. 66:12)]], и устами Давида сказано: «//речная устремления веселят град Божий//» [[old:ps:045:05|(Пс. 45:5)]]. Нет препятствий по сходству с Ним и самих святых называть реками, как сообразных с Ним духовно. Как Сам Он есть //свет// истинный [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]], и святым апостолам сказал: «//вы есте свет мирови//» [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]; так Сам Он, будучи и рекою, и водою живою, и святым дарует право прославляться тем же самым. Итак, земля рек духовных, то есть Иудея, не желающая пить воду живую и не принимающая слова святых пророков, ни даже слова самого Моисея, «//аще бо бысте веровали Моисеови, веровали//» быша и Христу: «//о Нем бо той писа//» [[new:in:05:46|(Ин. 5:46)]], «**разсядется**», то есть будет терпеть жажду, ибо расседается земля жаждущая. Итак, пророк удивляется и как бы с состраданием говорит: имевшая древле многие реки и великое изобилие источников, будет землей жаждущей и неорошенною. Когда же, говорит, духовно узрели Тебя, Господи, явившимся народы, то есть язычники, уразумевшие Твое таинство, то тотчас восприняли добро в муках рождения и соделались плодородными. О них можно было сказать: «//страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом, дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли//» [[old:is:26:18|(Ис. 26:18)]]; ибо приявшие Еммануила за своего Спасителя и Избавителя в болезнях рождают страх, и всякое порождение духовное будет у них плодом добродетели, и старание их завершится духом спасения. Итак, «**узрят Тя и поболят людие**», испив от твоего источника и упившись от евангельских вод. С готовностью пришли они к Тому, Кто говорит: «//аще кто жаждет, да приидет ко Мне//» [[new:in:07:37|(Ин. 7:37)]]; ибо Он был богат милостями и благ, так что и на самых путях расточал воды, то есть животворящее слово евангельского наставления, как говорит Матфей, «//прохождаше Иисус грады вся и веси, учя на сонмищих их, и проповедая Евангелие Царствия, и целя всяк недуг и всяку язю в людех//» [[new:mf:09:35|(Мф. 9:35)]]. Это-то, думаю, и означают слова: «**расточая воды шествия Твоего**». А что слово богодухновенного учения повсюду в Священном Писании называется водою, – как можно усомниться в этом? Показывает, что народы, родившие добродетель, бесчисленны; ибо такова бездна. Тем же именем названо и множество святых ангелов устами Иезекииля. Бог негде как бы в лице князя Тирского сказал о сатане, года низверг его в ад: «//плакася о нем бездна//» [[old:iez:31:15|(Иез. 31:15)]], потому что низвергся и пал тот, кто был выше всех и превосходил славой, который находился между Херувимами, по словам того же пророка. Нет ничего удивительного и в том, что весьма сильно опечалена была духовная бездна, то есть сонмы высших духов, как бы скорбела о подвергшемся этой участи и оскорбившем Бога всяческих. Посему бездна, то есть беспредельное и необъятное множество уверовавших, и «**высота привидения**» в нем, то есть все, что в нем есть славного и высокого, и блиставшего в этом мире привидениями или пустой славой, «**даде глас свой**». Христос славословится всяким народом, и всякий может видеть, что это с готовностью делают и малые и великие, и знатные и незнатные, и отличающиеся или славой, или богатством и блеском жизни. Все это весьма справедливо назвал привидениями (призраками); ведь для них это ни что иное, как призрак, потому что «//всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный//» [[old:is:40:06|(Ис. 40:6)]]. А что «**бездна даде глас свой**» и величают похвалами Господа Иисуса Христа и малые и великие, это показывает и блаженный Давид, говоря: «//хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны//» и, присовокупив к этому: «//горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты//», опять прибавил: «//князи и вси судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне//» [[old:ps:148:07|(Пс. 148:7]], [[old:ps:148:09|9]][[old:ps:148:13|-13)]]. И великий Исаия сказал нам о Нем: и «//царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему//» [[old:is:49:07|(Ис. 49:7)]], и как бы показывает основание, почему «**бездна** и **высота привидения** ея даст **глас**», сейчас же прибавив: «**воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем во свете**». Как бездну мы понимаем не в чувственном смысле, ибо это очень грубо, но духовно и разумно; так и теперь не на стихиях, то есть на солнце и луне, мы остановим мысленный взор наш; но, от подобия с ними устремляясь к высшему, рассмотрим значение мыслей. Итак, под солнцем мы разумеем полное света и блеска наставление евангельских изречений, а под луною – меньший и слабейший свет закона, сияющего как бы в ночи и во тьме времени до пришествия Христова; ибо днем называется то время, в которое воссиял Христос, Солнце правды, духовная денница, взошедшая в сердцах уверовавших. Посему и божественный Давид говорит: «//сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в он//» [[old:ps:117:24|(Пс. 117:24)]]. Как чувственное солнце, будучи еще низко и едва поднимаясь над землей, еще не широко распространяет свои лучи и не бывает блестящим, но как бы в себе самом сдерживает свой свет; поднимаясь же на высоту, оно на всех бросает самые блестящие лучи; так и учение Христово, то есть евангельское, вначале было стесняемо и многим было неизвестно, но, восходя наподобие солнца и постепенно поднимаясь на высоту, и повсюду распространяя свет богопознания, поражает удивлением бездну, то есть весь род человеческий. Посему и «**даде глас**»; ибо, как я сказал, оно славословит и называет Еммануила и Богом, и Господом всяческих, и Искупителем. Итак, «взыде **солнце**», а равно «**и луна**», то есть закон «**ста в чине своем во свете**»; ибо детоводительство чрез Моисея ниже евангельского, и таково было назначение первого, что оно было тенью и образом. После того как воссиял Христос – исполнение закона и пророков, воссиял и закон; ибо сопоставляя совершившееся с тем, что чрез него было предвозвещено, мы удивляемся и свету самого закона, многими способами искусно нам предобразовавшего таинство Христа. Итак, «**ста во свете**». И Сам Христос ублажает тех, которые привели в себе к единству законное и евангельское учение, говоря так: сего ради глаголю вам, «//яко всяк книжник//, – то есть познавший закон, – //научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая//» [[new:mf:13:52|(Мф. 13:52)]]. Но можем принять здесь и другой смысл, допуская, как мне кажется, не что-либо невероятное, но весьма близкое к истине. Солнцем мы называем, и вполне справедливо, Еммануила: ибо Он так именно и назван, и это – истинно. Луною же, надобно думать, называется по подобию с веществом (т.е. луною) Церковь Божия, являющаяся сущим во тьме и светящая сущим в ночи. Итак, когда взыде солнце, по слову пророка (ибо Христос восшел за нас на честный крест), тогда воссияла и церковь из язычников, и «**ста в чине своем во свете**», то есть богатая светом, как некая луна и сохраняющая порядок своего круговращения, стала светом сущим во тьме, как я только что сказал. А что церковь появилась тогда, когда Христос был вознесен и претерпел крест за жизнь всех, это подтвердит Он Сам, говоря: «//аще зерно пшенично пад над земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит//» [[new:in:12:24|(Ин. 12:24)]]. И опять: «//и аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе//» [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]]. Итак, поднятие солнца на высоту несомненно означает страдание на кресте или восшествие на небеса; ибо и в этом случае мы говорим, что Он вознесся. Стрелами, пролетающими чрез всю землю и как бы пущенными из лука или благодетельною рукою, здесь называет святых апостолов и евангелистов, о которых негде блаженный Давид говорит: «//яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных//» [[old:ps:126:04|(Пс. 126:4)]]. Изгнан и извергнут народ иудейский за то, что он нагло поступил с Христом, призывающим к жизни. Сыны же тех и потомки Израиля, избранные ученики соделались стрелами и копьями, как бы метаемыми весьма могучей рукою и всякого поражаемого легко пронзающими до смерти. Эти стрелы получают блеск как бы от руки Христа, а вонзаются во внутренности дьявола и умерщвляют змия. Посему и блаженный Давид негде воспевает и говорит Господу нашему Иисусу Христу: «//стрелы Твоя изощрены, сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых//» [[old:ps:044:06|(Пс. 44:6)]]. Итак, эти стрелы поражают полчища демонов и становятся на погибель врагов; познавшим же явление Его и почтившим Его верой посылают иную благодать, ибо уязвляют их любовью, по слову невесты в Песни Песней, «//яко уязвлена есть любовию аз//» [[old:pp:02:05|(Песн.2:5)]]. И в другом отношении оказываются они «//блистанием молний оружий его//». Под оружиями его можно разуметь те, в которые повелевает и нам самим облечься блаженный Павел, говоря: «//облецытеся во вся оружия Божия//» [[new:ef:06:11|(Еф. 6:11)]]; а это суть: броня правды, шлем спасения, щит веры, обувание ног во уготование благовествования мира и меч духовный [[new:ef:06:14|(Еф. 6:14]][[new:ef:06:17|-17)]]. Эти оружия Христовы таковы, что не Его защищают, напротив, подаются достойным; оружия эти блестящи и молниеносны, ибо добродетель блистательнее всего. Итак, стрелы будут в свете блистания оружий твоих, потому что оружия будут блистать, будут просвещать, уча незнающих. У грехолюбцев добродетель есть нечто безобразное и совсем не светлое; у людей же знающих ее она блестяща и светла не менее молнии и делает человека известным повсюду. Итак, божественные ученики были первыми, имеющими молнию оружий твоих, и для других будут во блистание ее. Как опытные во врачебном искусстве страдающих глазной болезнью и убегающих света солнечных лучей, для излечения от болезни убеждают выдерживать силу света, и со всей справедливостью могут считаться сделавшимися для них как бы некоторым светом; так и божественные ученики, высоко почитая и ценя добродетели, которые поставлены в числе оружий Христовых, оказываются как бы некоторым сиянием свойственного им блеска или просветителями других. //**Толкование на пророка Аввакума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8–9 **Разве на реках, Господи, разразился гнев Твой, или на реках ярость Твоя, или на море негодование Твое, что восходишь Ты или: взошел на коней Твоих и спасение колеснице Твоей? С силою направишь Ты лук свой, клятвы, которые ты дал народам. Всегда** Где Семьдесят перевели «диапсалма», а Акила: «всегда», и прочие, как выше, перевели подобным образом. Так как речь спешит перейти в образному (таинственному) смыслу, то я, только вкратце охватив буквальный смысл отрывка, буду продолжать как и в других местах. Как Иордан и Красное море осушил Ты, сражаясь за нас, не потому, что гневался на реки и море, и не потому, что неодушевленные предметы могли навлечь чем-либо гнев Твой; так и теперь восходя на колесницы Свои, схватывая лук, Ты дашь спасение народу Твоему, и навеки исполнишь клятвы, которыми Ты клялся отцам нашим и народам. А слова его: «Разве на реках разразился гнев Твой, Господи? или на реках ярость Твоя, или на море устремление Твое?» сказаны в смысле сомнения и скорее имеют значение вопроса, чем утверждения. В самом деле, есть реки добрые и есть реки худые. Есть море худшее и есть море лучшее. Вот пример хороших рек: //Устремление реки увеселяет град Божий// [[old:ps:045:05|(Пс. 45,5)]], и кто будет пить от воды Господней, у того от чрева потекут реки воды, стремящейся в жизнь вечную [[new:in:04:14|(Ин. 4, 14)]]; пример же рек дурных мы видим в том случае, когда Фараон в книге Иезекииля говорит: //Мои реки и я создал их// [[old:iez:29:03|(Иез. 29, 3]], [[old:iez:29:09|9)]] в них обитает дракон и многое тому подобное. А что море понимается в хорошем значении, это свидетельствует псалом двадцать третий, в котором в переносном смысле о церкви говорится, как об οἰχουμένη, Т. е. о вселенной: «Господня есть земля и полнота ее, вселенная и все живущие на ней... Он Сам на море основал ее и на реках уготовал ее», т. е. вселенную [[old:ps:023:01|(Пс. 23, 1]], [[old:ps:023:02|2)]]. А то, что́ основано Богом на море и приготовлено на ревах, конечно, понимается в хорошем значении. Точно также и то, что́ говорится о винограднике, который принесен из Египта: Ты распространил //ветви ее до моря и отпрыски ея до реки// [[old:ps:079:12|(Пс. 79, 12)]]; по моему мнению слова «до моря» могут быть понимаемы в хорошем значении. И мы утверждаем, что те слова божественные, которые более других ясны и как бы питье подают жаждущим, называются реками; а морем в Писании называются те слова, которые полны таинств, поставлены в глубине, о чем Апостол говорит: //О глубина... премудрости и познания Божия// [[new:rim:11:33|(Римл. 11, 33)]] и пророк восклицает: //Из глубины я воззвал к Тебе, Господи// [[old:ps:129:01|(Пс. 129, 1)]]. Это сказано относительно того, что и море может быть принимаемо в лучшем значении. А что оно принимается и в противоположном смысле, свидетельств этого есть много, из числа которых и в Псалмах есть такое: «Это море великое и пространное:... там плавать будут корабли», малые животные с великими. Тот дракон, которого Ты создал для того, чтобы он ругался над ним [[old:ps:103:25|(Пс. 103, 25]], [[old:ps:103:26|26)]]. Это видно также из Евангелия, когда Спаситель запрещает ветрам и морю и говорит ему: «Умолкни и онемей» (Мк. 4, 39); а то, что́ запрещается, есть зло, как, напр., в словах пророка Захарии: //Да запретить тебе, Господь, диаволе!// [[old:zah:03:02|(Зах. 3, 2)]] и в послании в Тимофею: //Обличай, утешай и запрещай// [[new:2tim:04:02|(2Тим. 4, 2)]]. Итак, когда пророк вопрошает: „Разве на реках разразился гнев Твой, Господи! или на реках ярость Твоя?» относительно рек мы будем утверждать, что если это реки Египта или море Красное и кровавое, то Господь поражает их гневом Своим и со всею стремительностью несется против пучин, вздымающихся против познания Божия. Посему //море увидело и побежало// [[old:ps:113:03|(Пс. 113, 3)]], не выдерживая присутствия Божия. И Иордан возвратился назад, отступая пред славою переходящего чрез него народа; он же разделяется на две части Илиею и Елисеем. Но скажем яснее: под реками, на которые гневается Бог, ты понимай красноречие еретиков, устремляющееся против истины и церкви. А в душах тех людей, которые окружаются всяким ветром учения и всегда вздымаются злобою и повергаются в соленые и горькие пучины, ты усматривай то море, против которого устремление Господне и которое чувствует Его пришествие, и знает, в каких пределах и границах оно заключено будет, и которое услышит слова: «В тебе сокрушатся волны Твои». А если море и реки суть хороши, то потому, что в реках омывается Иисус, и на море этого рода Он устрояет церковь Свою. Далее следуют слова: «Потому что Ты восходишь на коней Твоих и восхождение Твое есть спасение». Я вопрошаю о конях, на которых восходит Господь, и думаю, что это ничто иное, как души святых, на которых восходит Слово Божие, чтобы спасти и их, и других чрез них. Представим из Писания примеры коней. В книге Песнь Песней Жених говорит: //Коням Моим в колесницах Фараоновых Я уподобил тебя, возлюбленная моя// [[old:pp:01:08|(Песн. 1, 8)]]. Это значит не то, что Христос Церковь, или Слово Божие душу, – которую Он называет невестою Своею, – приравнивает к колесницам Фараоновым но то, что всякая душа, хотя бы она была святою и совершенною, по сравнению с Богом есть как бы колесница или рабочий скот. Посему Моисей и говорит Господу: «Я есмь человек ἄλογος, т. е. неразумный» (Исх. 4, 10) и Давид говорит: //Как скот я сделался пред Тобою// [[old:ps:072:22|(Пс. 72, 22)]]. Не то, что скот в обыкновенном значении, а что он скот пред Богом. Этим коням противоположны те кони, которых имеет Фараон, и о которых говорится: //Коня и всадника поверг в море// [[old:ish:15:21|(Исх. 15, 21)]]. Этого рода восхождение на коня не спасение, а погибель. Поищем и других коней, на которых восходит Господь. В книге Царств мы читаем, что слуга Елисея поднялся рано утром и увидел войско, окружающее стены города, и коней, и колесницы [[old:4ts:06:15|(4Цар. 6, 15)]]. И после того, как по молитве человека Божия открылись очи его: //Посмотрел//, – говорится там, – //и вот... гора наполнена конями, и колесницы огненные вокруг Елисея// [[old:4ts:06:17|(4Цар. 6 17)]]. Прилежно обрати внимание на то, что являются кони и колесницы, и однако на столь многом числе тысяч коней и колесниц нет ни единого всадника. Всадник и управитель этих коней есть Тот, о Котором Псалмопевец восклицает: //Восседающий на Херувимах покажи Себя// [[old:ps:079:02|(Пс. 79, 2)]]. Такого рода конями и такого рода колесницею и Илия был восхищен на небо [[old:4ts:02:11|(Цар. 2, 11)]]. Если же кто захочет узнать о словах пророка Захарии, что́ это за кони рыжие, черные, пегие, белые, выходящие из-под мирт и гор, расположенных в глубине, или как написано у Семидесяти: „медных“, то на это мы постараемся дать разъяснение в толкованиях на книгу этого пророка [[old:zah:01:08|(Зах. 1, 8)]], если Богу будет угодно продлить нашу жизнь. И Иоанн видел коней белых и всадников их [[new:otkr:06:02|(Откр. 6, 2)]]. По моему мнению из них кони белые это – тела людей, восстающих во славе, а всадники это – души святых. А тот, кто подобно мне грешен, будет сидеть на коне черном, и относительно его будет сказано: //Задремали все, которые взошли на коней// [[old:ps:075:07|(Пс. 75, 7)]]. О конях такого рода говорится: //Для спасения конь ненадежен// [[old:ps:032:17|(Пс. 32, 17)]], ибо плоть обнаруживает похоть против духа, и мудрость ее враждебна Богу. Это сказано о тех, которые любят тело, и сидят на черных конях. А мы приготовим души наши в коней и колесницы Господни; Он восходил на Павла, восходил на Петра, и ходя на колесницах подобного рода, просветил весь мир. Напрягая лук Свой, или стрелы Свои на скиптры, т. е. на царства, против которых был послан Иеремия, Он поколебал их, ниспроверг и разрушил [[old:ier:08:start|(Иер. 8)]]; Он сделал это для того, чтобы грех не царствовал в смертном теле нашем. А под скиптрами, т. е. царствами диавола, которые Он показал Господу, ты понимай различные грехи, – скупость, роскошь, гнев, злословия, кражи, клятвопреступления, против которых Слово Божие, сидящее на конях и колесницах своих, направляет губительные стрелы молнии своей, но не выпускает их, чтобы не был поражен силою стрел тот, который был устрашен напряжением лука. А делает это Он «всегда», – слово, которое Акила употребил вместо «диапсалма», Ибо всегда Он пребывает или пребывал во святых своих, всегда Он во всеоружии. И восходит Он на коней, приготовляя острые стрелы против языка их, и всюду устремляется на спасение мира. //**Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки - негодование Твое, или на море - ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?** Заключающийся здесь вопрос в смысле описаннных ранее грозных феномен имеет значение недействительного вопроса, требующего соответствующего ответа, а скорее есть поэтический прием - обычная в библейско-поэтических произведениях пауза (ср. [[old:gen:49:04|Быт XLIX:14;]] [[old:sud:05:12|Суд V:12;]] [[old:ps:067:20|Пс LXVII:20]] сл.; [[old:ps:017:21|XVII:21]]), служащая переходом к изображению новой теофании. Общий смысл стиха и особенно второй половины его тот, что, по библейскому воззрению, стихии природы и все отдельные явления ее служат целям Божественного мироправления (ср. [[old:ps:103:04|Пс CIII:4;]] [[old:ps:017:11|XVII:11]]), самый же образ колесниц и коней пророком заимствован из истории чудесного перехода евреев через Красное море [[old:ish:14:25|(Исх XIV:25-26;]][[old:ish:15:03| XV:3-4)]]. "Как Иордан и Красное море иссушил Ты, сражаясь за нас, не потому, что гневался на реки и море, и не потому, что неодушевленные предметы могли навлечь чем-либо гнев (Твой); так и теперь, восходя на колесницы Свои, схватывая лук, Ты дашь спасение народу Твоему, и навеки исполнишь клятвы, которыми Ты клялся отцам нашим и народам" (//блаж. Иероним//, с. 202). Напротив (вопреки мнению библеистов рационалистического направления, как: //Гункел, Марти//), никакого намека на мифологическую борьбу стихий, напр. на миф ассириологии о Тиамате (бездна, хаос) в словах пророка не замечается. **//Толковая Библия.//** [<10>]