[<10>] ====== Толкования на Авм. 3:18 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 18-19 **Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни Его** Здесь наконец ясно вводится в речь лицо самого пророка, говорящего это. Или можно сказать, что эти слова оправданных верою, которые находят удовольствие во Христе и радуются в Нем, и Его провозглашают Подателем свойственной им крепости, говорят, что в Нем для них все возможно, как говорит божественный Павел: «//вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе//» [[new:fil:04:13|(Фил. 4:13)]], а также и блаженный Давид негде поет: «//яко похвала силы их Ты еси//» [[old:ps:088:18|(Пс. 88:18)]]. От Него только одного они ожидают обогатиться постоянством в благочестии; ибо слова: «**и учинит нозе мои на совершение**» конечно не что другое обозначают, как именно это. Поэтому издание еврейское вместо «**совершение**» ставит «**твердость**». А ноги, учиненные на твердость, на что другое могут указывать нам, как не на постоянство, как я сказал, в благочестии, на непоколебимость в добродетели, на твердость в вере и на любовь ко Христу? А что жизнь оправданных во Христе не имеет в себе ничего земного и низкого, но выше всего земного и телесного, и отличается высшим свойством, это показывает, говоря: «**на высокая возводит мя**». Поистине высоки в очах Божиих достоинства евангельской жизни. А что преодолеем противников и победим врагов, славословя Его, в этом убеждает, говоря: «**еже победити ми в песни Его**». //**Толкование на пророка Аввакума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18–19 **Я же буду радоваться о Господе и возвеселюсь о Боге Иисусе моем. Господь Бог крепость моя, и положит ноги мои, как ноги оленей, и на высоты мои возведет победитель меня, поющего псалмами** Так как смоковница, виноградник и маслина не приносят плода в том смысле, который указан, и поля Иудеев не произрастают жита, то, после выпуска овец с овечьего двора и крупного скота из загонов и после того, как они услышали от Господа: //Оставляется вам дом ваш// пустым [[new:mf:23:38|(Мф. 23, 38)]] и после предания народа в плен и рассеяния его по всему миру, пророк из народа Иудейского, – пророк, имя которого обозначает «объятие» (потому что он возлюбил Господа, прилеплялся к нему, и соединился с Ним) от лица апостолов и верующего о Христе народа говорит: **Я же возвеселюся в Господе, возрадуюся в Боге Иисусе моем**. Вместо этого LХХ перевели: τῶ Ζωτῆρ´ μου, т. е. «Спасителе моем» Тоже самое переводит и Гавриил в словах: «И назовется Иисус, ибо Он спасет» народ Свой [[new:mf:02:21|(Мф. 2, 21)]]. Бог Господь крепость моя, т е. я не буду иметь никакой другой силы, кроме как во Христе, и все оправдания закона буду считать, как нечто недействительное. «И положит ноги мои, как ноги оленей», чтобы попирать аспида и василиска и подобно неопытному дитяти влагать руку свою в вору и вытаскивать змею и играть с ядовитым гадом: или: и Иуду от ядовитого гада, //ибо Возлюбленный мой подобен дикому козлу или молодому оленю// [[old:pp:02:09|(Песн. 2, 9)]]. И так как Он Сам есть олень, то и мне также даровал, чтобы я мог быть оленем с высокими рогами, раздвоенными копытами, жующим растительную пищу и запахом своим мог прогонять змей; о каковом олене говорится в семнадцатом Псалме: //Который совершил ноги мои, как ноги оленей и на высотах поставит меня// [[old:ps:017:34|(Пс. 17, 34)]], и в двадцать восьмом: //Голос Господа совершающего оленей// [[old:ps:028:09|(Пс. 28, 9)]]. Итак Он поставит ноги мои среди прочих оленей своих и возведет меня к небесному, чтобы среди ангелов я воспевал славу Господа и возвещал на земле мир людям доброго произволения. А воспевать я буду победу Его, торжество и завоевания креста. Таким образом все, сказанное по тексту Еврейскому и Пятого издания, мы будем относить ко времени иудейского разгрома и к пришествию Господа. Если же мы захотим понимать это в отношении к концу мира, то этот отрывок должен быть изложен так: Как в Египте, – по сказанию книги Исход [[old:ish:09:start|(Исх. IX)]], – народ Израильский – веселился о Господе и радовался о Боге Спасителе своем, когда Египет был потрясен, и когда Бог поразил виноградники их и смоковницы их, и избил первородных у людей и животных градом, и истребил египетские плоды червями и саранчою, и смоковница в Египте не приносила плода и на виноградных лозах не было отростков, и дело маслины обманывало (ежели только где либо в Египте была находима она), а поля их не производили яств или: плодов и имели недостаток, потому что мелкий скот их не имел корма, а быков не было в стойлах: так и при конце мира, когда с умножением неправды //охладеет любовь// [[new:mf:24:12|(Мф. 24, 12)]] и смоковница не будет приносить плодов, и виноградные лозы не будут иметь кистей и обманет дело маслины и поля не произрастут жита и проч. следующ. за тем; тогда тот, кто найден будет праведным и достойным избрания Божия, с радостию скажет: «Я же возвеселюсь о Господе и возрадуюсь о Боге Спасителе моем. Господь – крепость моя.» И как бы поставленный Богом выше разрушении мира, чтобы затем взойти на высоты и быть вознесенным до высшего предела будет говорить: «И поставит ноги мои на окончание мира, поверх высот поставит меня»: чтобы я, – когда победителем (ἀγωνοθέτη) Иисусом, который первым одержал верх в борьбе, будет назначена поющим награда, – одержал верх в пении Его, чтобы руки мои слагали красивые произведения на цитре, арфе и всякого рода органах, и чтобы я написал хвалебное пение Победителю. И наконец я, в начале восклицавший: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не услышишь, и буду вопиять к Тебе, претерпевая насилие, и Ты не спасешь?» и начинавший исследования о правде и о суде Его, потом восхвалю правду Его и остальных певцов превзойду своим песнопением. //**Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего** См. Толкование на [[old:avm:03:16#lopuxin_ap|Авм. 3:16]] [<10>]