[<10>] ====== Толкования на Чис. 11:1 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана** См. Толкование на [[old:ish:04:14#svt_kliment_aleksandrijskij|Исх. 4:14]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Огнь потреби часть от полка** за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению. //**Толкование на книгу Числа.**// ===== Блаж. Августин ===== **Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана** Народ в пустыне заслужил упрек не потому, что захотел мясной пищи, а потому, что, мечтая о еде, взроптал на Господа. //**Исповедь.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана** В чем состоял народный ропот? Огорчились трудностию путешествия. Закон едва был дан; посему наказанием нарушителей оного надлежало уцеломудрить прочих. Ибо подчиненным приличен страх. Впрочем с наказанием сопряжено было человеколюбие. Покаявшиеся удостоились благоволения. Как скоро **огонь от Господа потреби часть некую от полка** [[old:chis:11:01|(Чис.11:1)]], а потом все собрались на молитву; законодатель просит прощения, и человеколюбивый Бог дарует оное. А что наказания были налагаемы на них по необходимости, о сем свидетельствует последующее. Ибо вскоре по прекращении наказания возобновили воспоминание об Египте, о червленом луке, о чесноке, и о прочем, и страсть чревоугодия возжгла в них пожелание всего этого. Почему писатель весьма кстати, сказав о неблагодарности их, изобразил и Божию щедрость, повествуя о манне и о том, что она заменяла не только хлеб, но и овощь. Ибо говорит: //«меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху... потребники»// [[old:chis:11:08|(Чис.11:8)]]. Поелику же Израильтяне жаловались, то и Владыка Бог раздражается, и Пророк негодует и вопиет: //«вскую озлобил еси раба Твоего..., еже возложити устремление людей сих на мя? Еда аз во утробе зачах вся люди сия, или аз родих я? яко глаголеши ми: возми их в недра твоя, якоже доилица носит доимыя, в землю, ею же клялся еси отцем их»// [[old:chis:11:11|(Чис.11:11–12)]]. А сим выразил их несовершенство и детство, потому что уподобил их питающемуся сосцами, и неспособному ничего иного делать, но желающему только сосать молоко. Но поелику слова сии показывали сильное негодование, а тоже означали и последующия, то Владыка Бог учит Моисея управлять народом с помощию не человеческой силы, но Божией благодати. Ибо изрек ему: //«собери Ми седмдесят мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии и книгочия их: и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо пред тобою. И сниду, и возглаголю тамо с тобою, и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: и подъимут с тобою устремление людей сих, и не будеши водити их ты един»// [[old:chis:11:16|(Чис.11:16–17)]]. Из сих-то слов законодатель дознал, что приял он достаточную, по домостроительству, благодать; почему и сказал Бог: //«уйму от Духа, Иже в тебе»//. Ибо говорит сие, не скуднее его делая в какой-либо силе или в благодати, но научая, что и та сила, какую приял, достаточна для настоящей потребности. А что сообщая благодать седмидесяти, не умалил благодати в Моисее, о сем свидетельствуют дела. Ибо Моисей и в управлении народом и в чудотворениях производил то же, что совершал и прежде. Как иной от одной светильни зажигает тысячи, и свет первой не умаляет, и сообщает свет последним, так и Бог всяческих, уделяя седмидесяти от Моисеевой благодати, не уменьшил благодати, данной Моисею. И сие, как видим, совершается и ныне. Ибо многие тысячи людей, крещаемых одним иереем, и приемлющих божественный дар, не уменьшают благодати в иерее, и весьма многие, рукополагаемые архиереем, и приемлющие сан священства, не умаляют дар у рукополагающего. Впрочем Владыка дает согласие на суд раба; ибо говорит ему: //«избери, ихже ты сам веси»//. //**Толкование на книгу Чисел.**// ===== Ориген ===== **Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана** См. Толкование на [[old:ish:04:14#origen|Исх. 4:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана** Под //«огнем Господним»// в данном случае (ср. ст. [[old:chis:11:03|3]]) можно разуметь необыкновенно сильную молнию, посланную Богом в наказание роптавших, — подобно тому, как //«огнем небесным», «огнем Божьим»// молния названа в кн. Иова ([[old:iov:01:16|I:16]]) и 4 кн. Цар ([[old:4ts:01:10|I:10]], [[old:4ts:01:12|12]]). [<10>]