[<10>] ====== Толкования на Чис. 11:29 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них** См. Толкование на [[old:chis:11:28#svt_kirill_ierusalimskij|Чис. 11:28]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая... **И рече ему Моисей: еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним быти пророки, егда даст Господь Духа Своего на них** **Еда ревнуеши ты мне?** Т.е. уже не за меня ли лично ты **ревнуеш**ь? И не думаешь ли, что ревностию своею ты оказываешь мне великую услугу? Напрасно. Нам с тобой должно заботиться не о своей личной чести и власти, а о славе Божией, о деле Божием, с забвением личных наших интересов. Пойми, что Елдад и Модад, которых пророчествование ты считаешь унизительным для моего достоинства, призваны к делу Божию, и открывшимся в них даром пророчества это призвание запечатлено и утверждено. Возбранять им употребление этого дара, значит противодействовать **Духу** благодати и делу Божию. Успокойся и воздай славу Господу, воздвигшему на служение Себе вместе с нами двух мужей, которыми ты недоволен. – **И кто даст всем людем Господним быти пророки?** **Моисей** не только радуется за Елдада и Модада, сподобившихся дара пророческого, но желает, чтобы весь народ обратился в **пророков**: «кто бы дал, чтобы весь народ Господень стал пророчествовать?» Неопределенное "кто бы" заменяется в следующих словах определенным указанием на Господа, Который есть единственный источник дара пророческого: **егда даст Господь Духа Своего на них**. Когда бы Господь излил на всех **Духа Своего**! – **Моисей** хочет сказать, что он не только не обижается на двух мужей, пророчествующих без его ведома, но что он не почел бы унижением для своего достоинства, если бы дар пророчества сделался достоянием всего народа. Споспешествовать славе имени Божия он почитает главною целью своей жизни, а потому чем больше органов для распространения сей славы, тем для него приятнее. Он за величайший грех считает угашать в других **Духа**, уничижать пророчество [[new:1sol:05:19|(1 Сол. 5:19–20)]], и как себе, так и своему ревнующему о чести его ученику вменяет в обязанность споспешествовать действию благодати Святого **Духа**, в ком бы она ни открылась. – Чего желал **Моисей**, то, по предсказанию Иоиля, должно сбыться во времена новозаветные, и действительно сбылось в день Пятидесятницы, по сошествии Св. **Духа** на всех присутствовавших в горнице Сионской. Апостол Петр относит именно к этому событию пророчество Иоиля об излиянии Духа Господня на всякую плоть [[new:act:02:16|(Деян. 2:16–17)]]. Так как праздник Пятидесятницы посвящен прославлению Св. Духа, снисшедшого торжественно на Апостолов и на всех собравшихся вместе с ними, то само собою понятно, почему для прославления того же Духа в этот праздник читается паримия, в которой идет речь о действиях Св. Духа в Церкви ветхозаветной. //**Толкование на паримии из Книги Чисел.**// [<10>]