[<10>] ====== Толкования на Чис. 13:17 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом** См. Толкование на [[old:lev:04:05#svt_kirill_ierusalimskij|Лев. 4:5]] ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом** Очень ясно провидя Духом имя Христово, он, в свою очередь, счел Его имя достойным особого отличия. Ибо оно было не ранее возвещено людям, чем познал его Моисей, и имя Иисус Моисей дает впервые тому единственному, в котором по образу и прообразованию им был узнан его преемник, который по его смерти должен был получить власть над всем. И он сам именно тогда, а не ранее, называет Иисусом своего преемника, пользовавшегося таким прозвищем, но носившего другое имя - Осия, которое дали ему родители. Моисей дарует ему это имя как почетный дар, гораздо более ценный, чем царский венец, потому что и сам Иисус Навин носил образ нашего Спасителя, Который единственный после Моисея явился исполнением переданного тому прообразовательного служения и принял начало истинного и чистого благочестия. //**Церковная история.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом** Почему Авсия, когда послан соглядатаем, наименовал Моисей Иисусом? Потому что был он образом истинного Иисуса, Который, домостроительствуя наше спасение, уподоблялся наружно соглядатаям. Ибо как соглядатаи употребляли и одежду и речь тех народов, которых соглядали, так Бог-Слово, облекшись в естество человеческое, и говоря его языком, домостроительствовал наше спасение. //**Толкование на книгу Чисел.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом** С переменой имени И. Навин вступает в обязанности высшие, чем слуга при Моисее [[old:ish:24:13|(Исх. XXIV,13)]], становясь его ближайшим помощником. //Ошеа, Гошва// или //Осия// означает «освобождение», «спасение». К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, Иаг, предуказывая в Навине Божие орудие для спасения Израиля. В [[old:neem:08:17|17 ст.VIII гл. кн. Неем.]] имя Иагошеа произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода LXX. По разуму свв. оо. и учит. Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисуса Христа, отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного (св. Иуст. Фил., Разг. с Триф. иуд. гл.: 34, 70, 76, 86, 100, 113; св. Кир. Иер., Сл. Огл. X; блаж. Федор.: Толк. на кн. Чис, вопр. 25; Толк. на кн. Втор, вопр. 43; Толк. на кн. Нав., вопр. 1, 3, 4, 16). [<10>]