[<10>] ====== Толкования на Чис. 19:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана, и заколют ее при нем** См. Толкование на [[old:chis:19:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Чис. 19:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана, и заколют ее при нем** См. Толкование на [[old:chis:19:01#prp_efrem_sirin|Чис. 19:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-10 **и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана, и заколют ее при нем; и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз; и сожгут телицу при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою ее пусть сожгут; и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу; и пусть вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера. И сожигавший ее пусть вымоет одежды свои водою, и омоет тело свое водою, и нечист будет до вечера; и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех; и собиравший пепел телицы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Это для сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, да будет уставом вечным** Жертвоприношение, вопреки правилам для других жертв, совершалось вне стана. Кропление жертвенной кровью производилось по направлению к дверям скинии. На сожигаемую телицу священник бросал кедровое дерево, иссоп и нитку из червленой шерсти. Следуя указаниям св. Ап. Павла о прообразовательном значении жертвы рыжей телицы [[new:evr:09:13|(Евр IX:13, 14]]; [[new:evr:13:11|XIII:11–13)]], отцы Церкви выясняют, что кедровое дерево было знаменованием креста Господня; червленая нить — Владычней крови; иссоп — животворящей и освящающей силы благодати Христовой; //«окропи меня иссопом,// — говорится в 9 ст. L Пс, — //и буду чист; омой меня — и буду белее снега».// Заклание же телицы вне стана предуказывало страдание Спасителя вне стен Иерусалима (блаж. Феодор., Толк. на кн. Чис., вопр. 35; такое же объяснение дает и блаж. Августин). Пепел сожженной телицы, разбавленный «живой (ключевой) водой», являлся средством для снятия с человека законной нечистоты, прознаменуя собою тайну новозаветного крещения водою и духом. Всеочищающая благодать Св. Духа в новозаветном Писании символически изображается под образом «живой воды» [[new:in:07:38|(Ин VII:38, 39)]]. Первосвященник освобождался от принесения в жертву за грехи народа рыжей телицы, дабы избегнуть законной нечистоты (ст. 7), недопустимой в первосвященнике. Обязанные участвовать в жертвоприношении, как нечистые до вечера, должны были предварительно совершить обряд очищения и затем уже присоединиться к стану. Труп рыжей телицы (как и труп человека) почитался нечистым, оскверняющим прикоснувшегося к нему, — как вообще в силу тесной связи смерти с грехом, породившим смерть [[old:gen:03:19|(Быт III:19),]] так и в силу особенного, специального, предназначения рыжей телицы, символа сжигаемого греха. [<10>]