[<10>] ====== Толкования на Чис. 21:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** См. Толкование на [[old:ish:16:15#svt_vasilij_velikij|Исх. 16:15]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** Медный змей, хотя и был повешен против жалящих змей, но не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное. И он спасает смотрящих на него с верой не в то, что он жив, но что мертв и умерщвляет вместе с собой подчинившиеся ему силы (будучи сокрушен, чего и был достоин). И какая подобает ему от нас эпитафия? //Смерть! Где твое жало? Ад, где твоя победа// ([[old:os:13:14|Ос 13:14]]; [[new:1kor:15:55|1 Кор 15:55]])? Ты низложен Крестом, умерщвлен Подателем жизни. Бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змея, но предан позору на высоте! //**Слова. Слово 45.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** См. Толкование на [[old:chis:21:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Чис. 21:4]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** Сей образ представил Моисей в распятом змие, чтобы уязвленный живым змием, взирая на медного змия, исцелен был верою. Итак, если медный змий распятый спасал, то ужели воплощенный Сын Божий распятый не спасет? **//Поучения огласительные. Поучение 13.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** О целебной силе медного змея и о его значении так рассуждает и священный Писатель Ветхозаветный: //«Егда тем найде жесток зверей гнев, и угрызеньми свирепых истребляхуся змиев, но не до конца пребысть гнев Твой: в наказание же вмале смущены быша, знамение имущее спасения на воспоминание заповеди закона Твоего: обративыйся бо не вещию зримою целяшеся, но Тобою, всех Спасителем. И в сем же показал еси врагам нашим, яко Ты еси избавляй от всякого зла»// [[old:prs:16:03|(Прем. 16:3-8)]]. Врачевство было единственное, но сильное, ибо было Божественное; оно помогало всем - бедным, богатым, рабам, господам, чужестранцам, и не было предпочтения ни для кого: раны всех были равно неисцелимы всяким другим средством. ... Иисус Христос безгрешный, чтобы исцелить нас и избавить от смерти, явился в подобии плоти греха [[new:rim:08:03|(Рим. 8:3)]]. Как змей, повешенный на кресте, исцелял тех, которые к нему приближались и на него взирали, так Иисус Христос, распятый на кресте, спасает тех, которые приближаются к нему сердцем сокрушенным и взирают на Него с верой и упованием: //Яко же Моисей вознесе змию в пустыне, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруя в Он не погибнет, но иматъ живот вечный// [[new:in:03:14|(Ин. 3:14-16)]]. Иисус Христос на кресте есть врачевство единственное, высочайшее, необходимое для всех и всех исцеляющее: кто, чувствуя тягость своего духовного недуга, взирает на Него с живой верой, кто только от него ожидает и с полной уверенностью дерзает просить исцеления, тот, сколь бы ни были застарелы и многочисленны его болезни, не погибнет, но жив будет. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** Сыны Израилевы, исшедшие из Египта и пустыню проходящие, когда угрызаемы были змеями, взирали на змею, вознесенную Моисеем по повелению Божию, и так от язв смертоносных змеиных исцелялись. Так нам, угрызаемым змием адским, змием древним, дьяволом, который прародителей наших в раю уязвил, должно взирать верой на Христа Сына Божия, ради наших грехов на древо вознесенного, и у Него с умилением и сокрушением сердца просить исцеления от язв греховных. Без Него исцеления нам не бывает. Ибо Он //«Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»// [[new:in:01:29|(Ин 1:29)]]. И вознесение той змеи знаменует вознесение Сына Божия на Крест, как Сам Христос это истолковал: //«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»// [[new:in:03:14|(Ин 3:14–15)]]. **//Письма келейные. Письмо 18.//** ===== Мч. Иустин Философ ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** Скажите мне: не Бог ли повелел через Моисея не делать ни образа, ни подобия, ни того, что вверху, ни того, что на земле, и не Он ли в пустыне через Моисея сделал медного змия и поставил его в знамение, которым спасались укушенные змеями, и, однако, Он неповинен в неправде? Ибо через это Бог возвещал о таинстве, показывая, что Он разрушит силу змия, возбудившего Адама к преступлению, а верующим в Того, Кто имел умереть через это значение, то есть крест, дарует спасение от укусов змия - худых дел, идолопоклонства и других неправд. //**Беседа с Трифоном-иудеем.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сотвори**... **змию медяну**... **и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше** Евреев за то, что роптали на манну - хлеб ангельский, угрызали змеи, которые питаются прахом, и не ропщут на то. Пред дверьми скинии воздвиг Моисей сие изображение, чтобы туда обращали взор свой отвратившиеся мыслью от Бога, и чтобы досточтимым для них соделалось место, из которого исходило им врачевание. Представлен же в сем образ Того, Кто сказал: //якоже Моисей вознесе змия в пустыни// для исцеления сынов народа своего, //тако подобает вознестися Сыну человеческому// [[new:in:03:14|(Ин.3:14)]] на крест для спасения всех народов. //**Толкование на книгу Числа.**// ---- Змей ужалил в раю Адама и убил его, и израильтян в лагере погубил. //И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому// [[new:in:03:14|(Ин 3:14)]]: потому что как посредством того изображения, которое Моисей прибил ко кресту, смотревшие на него телесно оставались в живых телесно, так посредством распятия тела Христова, пригвожденного ко кресту, таинственным образом пребывают живыми те, кто взирает и верует в Него. Итак, через медного змея, который не страдал по природе своей, было показано, что пострадает на кресте Тот, Кто не умирает по природе Своей. //**Толкование на Диатессарон Татиана.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** См. Толкование на [[old:chis:21:08#prp_maksim_ispovednik|Чис. 21:8]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** См. Толкование на [[old:chis:21:08#prp_makarij_velikij|Чис. 21:8]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** Как евреи, ужаленные змеями в пустыне, взирая на медного змея, повешенного на кресте, исцелялись от ужаления, так христиане, уязвляемые мысленными змеями – злыми духами, взирая на повешенного на кресте Господа, поправшего силу диавольскую, исцеляются от душевного ужаления. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- Евреев жалили в пустыне змеи в наказание за то, что они добровольно допускали жалить себя духовному змею. Оттого Господь повелел повесить на крест медного змия, в показание, что Господь на кресте победит и сотрет главу змия. //Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою// [[new:kol:02:15|(Кол. 2,15)]]! Воззрение на повешенного змия исцеляло от ужаления обыкновенными змеями, – воззрение очами веры на Распятого исцеляет от ужаления духовными змиями. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив** И сие прообразовало спасительное страдание; потому что чрез змия прозяб грех; почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческих. Поэтому змий есть образ греха и клятвы. А поелику Владыка Христос, как говорит божественный Апостол, пришел //«в подобии плоти греха»// [[new:rim:08:03|(Рим.8:3)]]; потому что действительно приял на Себя тело, //«греха же не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его»// [[new:1pet:02:22|(1Пет.2:22)]]; то спасительное страдание прообразуется медным змием. Ибо, как медный змий был изображением змиев, но не имел змииного яда, так и единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, и приобретают вечную жизнь. //**Толкование на книгу Чисел.**// [<10>]