[<10>] ====== Толкования на Чис. 24:1 ====== ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне** Дознав опытом, что ни мало не помогает волшебное искусство; потому что без меры сильнее Тот, Кто заставляет язык его произносить, что Ему угодно, перестал Валаам пользоваться обычными знамениями, и посвятил язык свой на служение Богу. Должно же знать, что некоторым представлялось, будто бы Валаам ничего не предрек о Спасителе нашем. Но им надлежало принять к сведению, что и крайне злочестивому Навуходоносору было откровение о Боге и Спасителе нашем. Ибо видел он камень, который //«отторжеся... без рук, удари тело..., сокрушил золото, серебро, медь, железо, скудель, и бысть гора велика, и покрыл всю землю»// [[old:dan:02:34|(Дан.2:34–35)]]. Посему предвозвестивший сие чрез Навуходоносора, и чрез Валаама предрек спасение вселенной, чтобы и у язычников сохранялись таковые предречения. О сем же предречении свидетельствует исполнение на самом деле. Ибо происшедший от Иуды по плоти пленил не князей только моавитских, но и вся //«сыны сифовы»// [[old:chis:24:17|(Чис.24:17)]]. А сыны Сифовы – все человеки; потому что Сифов потомок – Ной, от Ноя же – весь род человеческий. Но Валаам предсказал и победу Македонян над Персами. Ибо говорит: //«изыдут из рук Китиейских, и озлобят Ассура, и озлобят Евреев»// [[old:chis:24:24|(Чис.24:24)]]. Александр разрушил царство Персов, Антиох же, ополчившись против Иудеев, и столицу их взял, и Божий храм привел в запустение. И сии предречения совершены не лживым волшебством, но силою Всесвятаго Духа. Ибо Кто ослице повелел преестественно говорить человеческим голосом, Тот и языком волхва провозвестил будущее. Ибо сказано: //«и бысть Дух Божий на нем»// [[old:chis:24:02|(Чис.24:2)]]. Сие было и с беззаконным Саулом; отчего, по необычайности происшествия, составилась притча: //«еда и Саул во Пророцех»// [[old:1ts:10:11|(1 Цар.10:11)]]. Впрочем лживый волхв, и после такового опыта, устроял против Бога новые козни. Сознав, что Израильтяне, остеняемые Богом, имеют необоримую силу, измыслил довести их до нечестия невоздержанием, чтобы, лишившись Божией помощи за нечестие, соделались удобоуловимыми. И внушил Мадианитянам вооружить против них не мужей, но жен, а вместо оружия употребить им телесную красоту и приманчивые речи, чтобы уловленные красотою и обольщенные речами Израильтяне послужили их идолам. И о сем извещает нас блаженный Моисей, после победы над Мадианитянами, укоряя тех, которые сохранили жизнь взятым в плен женам. Ибо говорит так: //«вскую жив остависте весь женск пол? Ты́я бо быша сыном Израилевым, по словеси Валаамлю, еже отступити и презрети слово Господне Фогора ради, и бысть язва в сонме Господни»// [[old:chis:31:15|(Чис.31:15–16)]]. А Фогор есть имя идола. О сем нечестии упомянул и божественный Давид: //«и причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых»// [[old:ps:105:28|(Пс.105:28)]]. Посему-то повелел Бог быть во вражде с Мадианитами.// «Зане враждуют вам сии лестию..., прельщая... Фогором»// [[old:chis:25:18|(Чис.25:18)]]. Когда народ согрешил, тогда князи, как выразился Симмах [[old:chis:24:04|(Чис.24:4)]], были повешены за то, что не отвратили их от злого дела. Слова же: //«и возвысится паче Гога царство его»// [[old:chis:24:07|(Чис.24:7)]], Симмах перевел так: и возвысится над Огом царь его. А сие означает, что и ополчившагося против них Ога преодолеют силою царя, который произойдет от них по плоти. //**Толкование на книгу Чисел.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне** Валаам окончательно убедился, что он может только благословлять народ Божий, а потому уже не удаляется от жертвенника для разрешения своего душевного волнения. [<10>]