[<10>] ====== Толкования на Чис. 24:2 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия на вечерне праздника Рождества Христова (Числ. 24:2–3, 5-9, 17–18). В сей паримии излагается благословение Валаама Израильтянам и пророчество его о Звезде от Иакова. Исходил сороковой год странствования Израильтян в Аравийской пустыне. Обогнув Идумею на юго-востоке от Мертвого моря, они достигли рубежа Моавитских владений, примыкавших к восточному берегу этого моря. Обходя их, они должны были держать путь в Палестину чрез владения Амморейские, находившиеся на восточной стороне Иордана. Сделано было предложение Сиону царю Амморейскому, о мирном переходе чрез его царство, но было встречено вооруженным сопротивлением. Израильтяне поразили Сиона и овладели его царством. Та же участь постигла соседние владения – Ога царя Васанского (к северо-востоку от Амморейской земли). Израильтяне расположились теперь станом на восточном берегу Иордана, насупротив Иерихона. Их победы и многочисленность устрашили Моавитян, хотя они были вне опасности, потому что Господь запретил вторгаться в их землю. Валак, царь Моавитский, решился прибегнуть к суеверному средству, чтобы выжить Израильтян из казавшегося ему опасным соседства. Он вошел в сношение с Мадианитянами, часть которых жила неподалеку от Моавитян, и вместе с ними отправил посольство к знаменитому прорицателю Валааму в Месопотамию, чтобы он пришел к ним и проклял Израиля. Послы должны были сказать ему: //«Кого ты благословишь, тот благословен, и кого проклянешь, тот проклят» и следственно должен погибнуть// [[old:chis:22:06|(Числ. 22:6)]]. В книге Иисуса Навина [[old:nav:13:22|(Нав. 13:22)]] Валаам назван волхвом, вероятно потому что слыл под этим именем у язычников и может быть потому, что свои прорицания сопровождал некоторыми языческими обрядами [[old:chis:24:01|(Числ. 24:1)]]. Но Апостол Петр дает ему имя пророка [[new:2pet:02:16|(2 Пет. 2:16)]]. И действительно все, что сказано о Валааме в повествовании о нем книги Числ, может быть отнесено только к истинному пророку. Так он получает откровения от Самого Господа, говорит и действует по непосредственному наставлению Его, – хвалит народ Божий за отсутствие в нем ворожбы и волхвований, и желает умереть среди его, изображает владычество Господа самыми высокими чертами, пророчествует, как увидим о Царстве Христовом [[old:chis:22:|(Числ. 22-24)]]. Не мудрено, что пророк истинного Бога мог явиться в той стране, где родился и жил Авраам до переселения в Ханаанскую землю, где и после него сохранялась часть рода Авраамова, где долгое время жил Иаков, куда, притом, без сомнения, достигал слух о чудесах Божиих, сопровождавших исход Израильтян из Египта [[old:ish:15:14|(Исх. 15:14]]; [[old:nav:05:01|Нав. 5:1)]]. Этот слух мог способствовать к укреплению, по крайней мере в некоторой части жителей этой страны, веры в истинного Бога. К сожалению, пророческий характер Валаама затмевается тем, что увлекшись обещанием корысти и чести от Валака, он хотя не без соизволения Божия, пошел к нему по его приглашению, даже готов был проклясть избранный народ, и проклял бы [[old:chis:19:22|(Числ. 19:22]]; [[old:vtor:23:05|Втор. 23:5)]], если бы не состоял в полной власти Духа Божия, изрекавшего его устами благословения, – и что наконец, оставленный Богом, он научил Моавитян вовлечь Израильтян в любострастие, за что они строго наказаны были Богом. Но чем возмутительнее неверность Валаама своему пророческому призванию, тем достойнее нашего благоговения сила Духа Божия, открывающего истину иногда чрез неблагонадежные орудия, заставляющего пророков изрекать ее иногда вопреки их желанию. Прибыв в Моавитскую землю, по приглашению Валака, Валаам на другой же день приведен был Валаком, для совершения заклинания, на гору, откуда видна была часть Израильского стана. Здесь Валаам приказал устроить 7 жертвенников и на каждом из них принес Господу в жертву по одному тельцу и овну. Но вместо проклятия уста его, движимые Духом Божиим, изрекли благословения и хвалы Израилю. Валак, во что бы ни стало желая добиться проклятия Израильтян, переменил место для жертвоприношения, но и тогда Валаам изрек благословение на Израиля. Изъясняя суеверно эту неудачу – неудачным будто бы выбором места для жертвоприношения, Валак опять назначает для сего новое место, высоту горы Фегора. Валаам принес и здесь жертву, но обратясь потом лицом к полю, где находился стан Израиля, принужден был при взгляде на него изречь опять то же, что так неугодно было Валаку. Ст. 2-3 **Бысть Дух Божий на Валааме, и восприим притчу свою, рече** **Бысть Дух Божий на Валааме**. Сошел на Валаама **Дух** пророчества. **Валаам** почувствовал, что он находится под действием высшей, Божественной силы, что язык и мысли его находятся в распоряжении **Духа**, что он есть только орудие **Духа** и потому не может говорить что-нибудь от себя, а должен изрекать только то, что Господь вложит в его уста [[old:chis:23:12|(Числ. 23:12]], [[old:chis:23:26|26]], [[old:chis:24:13|24:13)]]. – **И восприим притчу свою**. Это уже была третья **притча**, первые две он произнес прежде [[old:chis:23:07|(Числ. 23:7]], [[old:chis:23:18|18)]]. **Притчею** называется всякое замысловатое изречение или речь, – замысловатое по своему строению, по многознаменательной сжатости, по образности, служащей покровом для духовных и других истин, по намекам и указаниям, более или менее ясным, на будущие события. Такой характер имеют все приточные речи Валаама. Все они способны были возбуждать внимание в слушателях своим стихотворным складом и скрывающимся под чувственными образами глубоким, большею частью пророческим смыслом. //**Толкование на паремии из книги Числ**// [<10>]