[<10>] ====== Толкования на Чис. 24:17 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых** Ведь если его [Валаама] пророчества были включены Моисеем в священные книги, то насколько подробнее они были записаны жившими в то время в Месопотамии, где Валаам прослыл знаменитым и где искусство его, как было установлено, нашло продолжателей? Именно от него происходит род волхвов, и такая наука сохранилась в восточных странах. Они имели у себя записанным все, о чем пророчествовал Валаам, а также имели записи, что от Иакова произойдет звезда и из Израиля восстанет человек. Все это волхвы имели у себя записанным, и потому, когда родился Иисус Христос, они узнали звезду и сами поняли, что совершилось пророчество, - быстрее, чем народ израильский, который равнодушно воспринимал слова святых пророков. А эти из всего, что Валаам оставил записанным, узнали, что настало время, пришли и, найдя Его, немедленно поклонились Ему; и обнаружили настолько большую веру, что почтили Младенца как царя. //**Проповеди.**// ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых** Из-за этого пророчества и двинулись преемники Валаама (ибо это пророчество у них, по всей очевидности, сохранилось), когда поняли, что на небе появилась, помимо привычных звезд, некая гостья - в зените, можно сказать, и точно над Иудеей остановилась. Тогда они предприняли труд отправиться в Палестинскую землю из-за рассказа о царе, на которого указывала явившаяся звезда. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых** Хотя этот дар имел божественное распоряжение, чтобы рождение Спасителя стало известным народам, но к пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама, ибо они знали о древнем пророчестве в известном слове: //Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля и будет править народами//. Итак, три мужа, божественным образом побужденные сиянием необыкновенной звезды, следуют за идущим впереди блистательным светом, полагая найти в Иерусалиме, в царском городе, ребенка, о котором было указано. Но, когда их надежды не оправдались, они узнали от иудейских писцов и ученых, что сообщило Писание о святом рождении Христа. Так что, укрепленные двумя свидетельствами, они с горячей верой устремились к Тому, на Кого указывала яркая звезда и авторитет пророков. //**Проповеди.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17, 20 **Возсияет звезда от Иакова.** Это - Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. **И востанет** князь **от Израиля,** это - Зоровавель. **И погубит** исполины **моавитския** по возвращении из плена **и пленит вся сыны Сифовы**, то есть, царства, сопредельные Иудее. **Начало языков Амалик**, потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его //погибнет// в век. Это - Антиох, один из преемников Александровых, утеснявший Евреев во времена маккавейские. //**Толкование на книгу Числа.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия на вечерне праздника Рождества Христова (Чис. 24:2–3, 5-9, 17–18). В сей паримии излагается благословение Валаама Израильтянам и пророчество его о Звезде от Иакова. **Воссияет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля, и погубит князи Моавитские, и пленит вся сыны Сифовы. И будет Едом наследие, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость** Речь идет о том же могущественном царе-победителе народов, о котором пророчество содержится в рассмотренном нами [[old:chis:24:07|7-м стихе]]. Ясно, что **звезда от Иакова** есть **человек от Израиля**. Этот **человек**, имеющий произойти от потомства **Израилева** и восторжествовать над Моавом и другими народами, назван звездою по блеску и славе своего лица и деяний. Это лицо и деяния изображаются такими чертами, которые отчасти могут быть отнесены к царям Израильским, преимущественно к Давиду. Так, Давид поразил Моавитян, и потом две части их умертвил, а третью оставил в живых и обратил в рабов платящих дань [[old:2ts:08:02|(2 Цар. 8:2)]]. Равно и **Едом**, т.е. Идумеи, происшедшие от Исава, иначе **Едома**, старшего брата Иакова, исконные враги Израиля, не избежали предсказанной им участи, – цари Израильские не раз обращали их в наследие Израиля. Так, они были порабощены Давидом [[old:2ts:08:14|(2 Цар. 8:14)]] и оставались в подданстве у Иудеев до Иорама, при котором отложились, но при Амасии возвращены в подданство [[old:4ts:08:21|(4 Цар. 8:21)]]. При Ахазе снова отложились [[old:2par:28:16|(2 Пар. 28:16)]], но за 129 лет до Рождества Христова Иоанном Гирканом снова покорены и даже принуждены к принятию обрезания (Иос. Фл.). Вообще, царская власть, особенно при первых царях Израильских, много споспешествовала к возвышению могущества Израильского народа. Победами царей над соседними народами Израиль сотвори крепость, – усилился. Но с другой стороны не все черты пророчества Валаамова о победоносном царе идут к земной царской власти. Этот царь **пленит вся сыны Сифовы**, т.е. весь род человеческий, который после погибели потомства Каинова в водах потопных ведет свое происхождение от второго сына Адамова Сифа чрез Ноя. Таким всесветным царем может быть только лицо всемогущее, именно Христос Сын Божий, происшедший по плоти от **Иакова**. Он один мог **«пленить всех сынов Сифовых»**, всех людей, в послушание Своего Евангелия. В Нем одном царская власть, наследованная Им от Его праотца по плоти Давида, достигла полного величия и славы, того всесветного господства, которое сам Давид предрек, говоря о Христе: //«обладает от моря и до моря, и от рек до конец вселенные»// [[old:ps:071:08|(Пс. 71:8)]]. Велик был Давид как царь, но его величие было только тенью или образом царственной высоты его потомка по плоти, Христа Сына Божия, Который поэтому и называется у пророков Давидом, как осуществитель и первообраз царственных совершенств [[old:os:03:05|(Ос. 3:5]]; [[old:ier:30:09|Иер. 30:9]]; [[old:iez:34:24|Иез. 34:24]], [[old:iez:37:24|37:24 и д.)]], предизображенных в ограниченной мере Его царственным праотцем. Равным образом и победы **человека от Израиля** (Давида и других царей) над Моавитянами и Идумеями были только предызображением торжества над язычеством вообще. В смысле победы Евангелия над язычниками вообще Ап. Иаков приводит пророчество Амоса о восстановлении падшего дома Давидова и о покорении ему Идумеев и всех народов [[new:act:15:13|(Деян. 15:13–18]]; [[old:am:09:11|Ам. 9:11–12)]]. Долго враждовали Идумеи против Израильтян, но наконец должны были окончательно войти в состав владений Израильских. Продолжительна была борьба язычества с христианством в первые века, но наконец кончилась же, по крайней мере в пределах Римской империи, торжеством Евангелия; придет время, когда язычество окончательно падет пред Евангелием. – Наименование виновника торжества над языческими народами – **звездою**, как нельзя более также идет ко Христу. Такое наименование соответствует не только царственной Его власти над всем миром и в особенности над царством верующих в Него или Церковью, но также достоинству Его как Сына Божия, Который //есть Сияние славы// Отчей [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3)]], как просветителя людей, //Света всему миру//, как Сам Он Себя называет [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. Он же называет себя, в видении Иоанну, //звездою утреннею и денницею// [[new:otkr:22:16|(Апок. 22:16)]], как разгонитель тмы лжи и всякого греха. – Пророчество Валаама о звезде от Иакова относили ко Христу не только древние христианские писатели (Иустин мученик в «Разговоре с Трифоном», блаж. Феодорит в Толк. на кн. Числ), но также древние Иудеи. Так, Онкелос слова пророчества **воссияет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля**, излагает так «когда восстанет царь от **Иакова** и помажется Мессия» Если **звезда от Иакова и человек от Израиля** есть, как мы видели, Господь наш Иисус Христос, воссиявший от утробы Девы Марии, потомок **Иакова**, то всякому понятно, почему на праздник Рождества Христова читается паримия содержащая пророчество, которое исполнилось в празднуемом событии. Многие отцы Церкви пророчество Валаамово о **звезде** относят к явлению чудесной **звезды** волхвам при рождении Иисуса Христа и говорят, что волхвы назвали эту звезду звездою родившегося царя Иудейского потому, что знали ее по преданию из пророчества Валаамова [[new:mf:02:05|(Мф. 2:5-6)]]. Правда, **звезда**, явившаяся волхвам, была только знамением рождения Христа Спасителя, тогда как **звезда** Валаама есть не знамение, а Сам Христос Спаситель, но, можно думать, потому-то и дано это, а не другое какое знамение, что соответствовало знаменуемому предмету, что указанный волхвам **звездою** есть Сам **Звезда** в таинственном смысле, а **звезда**-знамение была только чувственным отражением или отблеском ее. //**Толкование на паремии из книги Числ**// ===== Лактанций ===== **Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых** Также и Моисей в Книге Чисел говорит: //Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля//. Потому Он, хотя и является Богом, воплотился, чтобы, оказавшись между Богом и человеком, Своим учением привести человека к Богу, победив смерть. //**Божественные установления в сокращении.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-19 **Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города** Ближайшим образом и отчасти имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей же своей полноте пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Церковь положила настоящее пророчество паремийным чтением на праздник Рождества Христова. По словам одной церковной песни на означенный праздник, «ныне из Иакова, якоже Валаам рече, рождается Христос; языки же господствует, и возвысится благодатию Царство Его пребывающее непременно» (троп. 5 п. кан. на Р. X.). «Волхва звездочетца Валаама гадания ныне исполняются, — говорится в другом месте, — воссия бо звезда от Иакова и настави к солнцу славы дары носящие волхвы, от Персиды цари» (троп. 3 п. кан. на Р. X.). [<10>]