[<10>] ====== Толкования на Дан. 1:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его** **И бысть в лето третие царства Иоакима царя Иудина**, - т.е. в первый год по воцарении Навуходоносора, **прииде Навуходоносор царь вавилонский на Иерусалим, и воеваше нань.** **//Толкование на книгу пророка Даниила.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его** Это тот самый Иоаким, сын Иосии, в тринадцатый год которого начал пророчествовать Иеремия, при котором и женщина Олда пророчествовала, который называется другим именем Елиаким и царствовал над коленом Иудиным и Иерусалимом одиннадцать лет. После него вступил на царство сын его Иоахим, именуемый Иехониею, который в третий месяц своего царствования, в десятый день был взят в плен вождями Навуходовосора и отведен в Вавилон, и вместо него был поставлен дядя его, Седекия, сын Иосии, в одиннадцатый год которого Иерусалим был взят и разрушен. Поэтому никто не должен думать, что Иоаким, о котором говорится в начале Даииила, тожествен с тем Иоахимом, о котором пишется в начале Иезекииля. Ибо этот имеет последним слогом chin, а тот – сim. Поэтому и в Евангелии от (sесundum) Матфея, по-видимому, недостает одного рода, так как вторые четырнадцать родов (τεσσαραδέκας) оканчиваются Иокимом, Сыном Иосии, а третьи начинаются Иоахимом6, сыном Иоакимовым. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его** Первый отмечаемый Библией исторический факт из жизни пророка Даниила — отведение его в плен Вавилонский (3-6) совпадает по времени с завоеванием Иерусалима Навуходоносором "в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского." Встречающаяся во всех древних переводах книги Даниила, эта дата расходится с показаниями пророка Иеремии. Последний не знает о взятии Иерусалима Навуходоносором не только в третьем году Иоакима, но даже и в четвертом. Помеченная данным годом его пророческая речь говорит о нашествии Навуходоносора на Иудею, как о событии только еще предстоящем [[old:ier:25:01|(25:1, 9)]]. Оно полагает начало 70-летнему плену [[old:ier:25:11|(11-12)]]; следовательно, является первым по времени вторжением халдеев в Иудею; более раннего (до 4 года Иоакима) не было. К тому же самому выводу приводит сравнение [[old:ier:25:15|15-26]] ст. той же 25 гл. кн. пророка Иеремии с 46 гл. Подчинение Навуходоносору вместе с иудеями других народов, начиная с египтян, о чем говорит первое место, последует, по указанию второго, после битвы при Кархемисе. И так как эта последняя падает на четвертый год правления Иоакима иудейского [[old:ier:46:02|(46:2)]], то очевидно, что до этого времени Иудея и Иерусалим не подвергалась нашествию вавилонян. Одним из наиболее надежных средств к устранению указанного разногласия считается у экзегетов несколько иной по сравнению с принятым перевод 1-го стиха. Именно, основываясь на том, что еврейский глагол "бо," переданный в настоящем случае фразой: "пришел" ("в третий год... пришел Навуходоносор"), значит еще "отправиться, начать, предпринять путь" ([[old:ion:01:03|Иона 1:3]]; ср. [[old:gen:37:10|Быт. 37:10]]; [[old:ish:06:11|Исх. 6:11]]; [[old:ish:09:01|9:1;]] [[old:ish:10:01|10:1;]] [[old:chis:32:06|Чис. 32:6]] и т.п.), все данное место читают так: "в третий год царствования Иоакмиа, царя иудейского, выступил (из Вавилона) Навуходоносор к Иерусалиму и осадил его." Пророк Даниил отмечает, таким образом, только начало похода, а затем указывает результат его, не определяя при этом ни времени прибытия Навуходоносора к Иерусалиму, ни продолжительности и окончания осады города. По мнению других экзегетов (Раши, Саадиас), под третьим годом Иоакима разумеется третий год со времени его измены Навуходоносору [[old:4ts:24:02|(4 Цар. 24:2)]]. Но подобное понимание несовместимо с библейским выражением: "в третий год царствования Иоакима," — третий год от вступления на престол, но не со времени попытки восстановить независимость. [<10>]