[<10>] ====== Толкования на Дан. 1:2 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего** **И даде его Господь в руце его**, как было о сем предсказано Пророком Моисеем и другими Пророками. **И взя сосуды храма Божия, и принесе я в землю Сеннаар, в дом бога своего.** Впрочем, не на служение идолу своему отдал Навуходоносор сосуды, посвященные на служение Богу, но **внесе в дом сокровищный бога своего,** и положил там. На самом деле обесчестил он сосуды тем, что внес их в капище идольское; в сердце же своем думал почтить их, положив в сокровищном доме бога своего. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего** **И предал Господь в руку его Иоакима, царя иудейского.** Когда пишется, что Иоаким был предан, то это показывает, что победа была не вследствие силы противников, а по воле Господа. **И часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес [эти] сосуды в дом сокровищницы бога своего.** Земля Сеннаар – это местность в Вавилове, в котором находилось поле Дура и башня, которую двинувшиеся с востока старались построить до неба [[old:gen:11:start|(Быт. гл. 11)]]. Поэтому место то и получило от смешения языков название Вавилона, который в переводе на нашем языке означает смешение. Следует также заметить применительно к таинственному смыслу, что царь вавилонский не мог перенести все сосуды дома Божия и поместить их в устроенном им у себя капище, а [перенес только] часть сосудов дома Божия, под которыми должно разуметь учения истины. Ибо если раскроешь все книги философов, то непременно найдешь в них некоторую часть сосудов Божиих. Так, у Платона [найдешь] Творца мира, Бога, у Зенона, главы стоиков, низшие и бессмертные души и единое благо, честность. Но так как они примешивают ложь к истине и портят естественно хорошее чрез многое дурное, то вследствие этого говорится, что он взял часть сосудов дома Божия, а не все сосуды в целом и совершенном виде. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== А.П. Лопухин ===== **И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего** По воззрению древних в том числе ассиро-вавилонян, могущество известного народа находилось в полном соответствии с силой его национального бога [[old:4ts:18:33|(4 Цар. 18:33-35)]], так что поражение какого-либо народа другим считалось поражением и его бога, победой над ним бога победителей [[old:ier:46:14|(Иер. 46:14-15)]]. В знак этого ассиро-вавилонские завоеватели вместе с военной добычей захватывали статуи богов побежденных племен, приносили их в дар своим национальным божествам, — ставили, как трофеи, в храмах этих последних. "Я, говорит, например, Соргон в одной из своих надписей, взял город Музазир, увез с собою бога Халди с другими богами и священных сосудов их великое множество." "Обитателей Бит-Янина и их богов, рассказывает Сеннахерим, я увел с собою." "Я, замечает Ассурбанипал, возвратил вавилонскому городу Ереху изображение богини Нана, увезенной оттуда в качестве военного трофея в Сузы еламским царем Кубур Нанхунди." Теми же самыми соображениями руководился и Навуходоносор, отправляя в Сеннаар (общее название областей Вавилонского царства), за неимением изображений Всевышнего, сосуды иерусалимского царства и помещая их в находящейся при храме своего Бога Бала сокровищнице (ср. [[old:1ezd:01:07|1 Езд. 1:7;]] [[old:1ezd:05:14|5:14]]). По библейскому повествованию, Навуходоносор не принимал непосредственного участия в доставлении сосудов в Вавилон: он их "отправил." И эта небольшая подробность как нельзя более подтверждается и разъясняется рассказом хаддейского историка Бероза (конец 4 в. начало 3 в. до Р. X.) о походе Навуходоносора против египетского фараона Нехао, во время которого им был завоеван Иерусалим. Разбив Нехао в битве при Кархемисе и отняв у него после этого Сирию, Финикию, Палестину и Египет, Навуходоносор, рассказывает Бероз, услыхал о смерти своего отца Набополассара. Ввиду этого он поручил своим полководцам отправиться на родину со всей добычей, с войском и пленниками из иудеев, финикиян, сирийцев и египтян, а сам с небольшим отрядом поспешил в Вавилон кратчайшими путем через пустыню и, прибыв в столицу, вступил на престол. (И. Флавий. Древности. 2 ч., с. 162-163). [<10>]