[<10>] ====== Толкования на Дан. 3:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся** Замечай мудрость этих юношей. Чтобы присутствующие не усмотрели слабости Бога в том, если случится, что они умрут, будучи брошены в печь, они наперед исповедали Его могущество, сказав: //«есть... Бог... на небеси»//, который //«силен»// //«изъяти нас»//. Но чтобы, с другой стороны, когда они спасутся от огня, не подумали о них, будто они служат Богу за награду и воздаяние, они прибавили: **«аще же ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим, и образу златому, егоже поставил сей, не кланяемся»**. Таким образом они и возвестили силу Божию, и показали твердость своей души, чтобы и об них не сказал кто того же, что диавол клеветал на Иова. А что диавол говорил об Иове? //«Не туне чтит тя Иов: оградил бо еси внутренняя... и внешняя его»// [[old:iov:01:09|(Иов. 1:9–10)]]. Так, чтобы и об них не мог кто сказать этого, они наперед заградили бесстыдные уста. **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово пятое.//** ---- Треблаженные отроки не воспротивились хуле, по­тому что были проникнуты духом божественного долго­терпения, но против слов неверия возвысили голос веры и отвечали мучителю, низлагая законом беззаконие и побеждая угрозу неправды свободою правды, такими словами: **да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся**. Оставь это безумие, о, человек, устыдись унизительного поклонения образу! Ведь если ты сам поставил изображение, то как кланяешься тому, что сделал? Кто чьим должен быть создателем - люди Бога или Бог людей? Если твои истуканы действительно боги, то они должны быть и творцами, но — как часто мы говорили прежде, — если бы искусство не пришло на помощь людям, язычники совсем не имели бы богов. Между тем, если бы идолы обладали каким-нибудь чувством, они сами стали бы воздавать поклонение людям, которые их сделали. Закон природы — чтобы создание поклонялось Создателю, а не Создатель созданию. Поэтому мы, совоспитанные в благочестии, следуя божественному закону, **мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся**, но есть Бог на небесах, Который избавит нас от руки твоей. Потом, чтобы не показалось, что они искушают Бога, или что пренебрегают огнем в надежде на избавление, они тотчас прибавляют: если же и не будет того, то есть: если даже и не избавит, но попустит огню сжечь наши тела, то и тогда мы не изменим благочестию, потому что не за плату слу­жим Богу, но чистосердечно исповедуем истину. **//Слово о трех отроках и о печи Вавилонской.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся** **А если Он не восхочет.** Прекрасно к сказанному ими: **может спасти нас** присоединил не противуположное: если не может, но: **если не восхочет**, так что если они погибнут, то это будет вследствие не бессилия Божия, а воли Его. **Да будет известно тебе, царь, что ми богам твоим не служим и золотому истукану, который ты поставил, не покланяемся.** Будем ли мы читать истукан, как Симмах, или образ золотой, как прочие перевели, чтители Бога не должны покланяться ему. Поэтому судьи и мирские правители должны понять, что, покланяюсь истуканам и образам императоров, они делают то, отказавшись от исполнения чего три отрока благоугодили Богу. Нужно заметить также ту особенность, что они говорят о служении богам и поклонении образу, но то и другое не приличествует рабам Божиим. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся** См. Толкование на[[old:dan:03:016#lopuxin_ap| Дан. 3:16]] [<10>]