[<10>] ====== Толкования на Дан. 3:93 ====== ===== Cвт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня** Почему же они вышли не прежде, как он позвал их? Хорошо и то, что он наперед спросил вельмож, чтобы после своего ответа они не могли сделать никакого возражения, и чтобы они не имели времени одуматься. Как Моисею Бог говорил: //что это в руке у тебя?// [[old:ish:04:02|(Исх.4:2)]], — так и их Навуходоносор предупреждает этим вопросом. //Вот, я вижу,// говорит он, //четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.// Вероятно, он явился в вели­кой красоте. Почему же ты, Навуходоносор, узнал Сына Бо­жия? Посмотри, как варвар пророчествует по одному виду. **Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите**. Заметь: он не приказал погасить печь, но сказал, чтобы они вышли. Видишь великое и дивное чудо. Он назвал их тем названием, которым надеялся особенно угодить им. Нет ничего равного этому благо­родному званию. В самом деле, послушай, что говорит сам Бог: //Моисей, раб Мой, умер// [[old:nav:01:02|(Иис. Нав.1:2)]]. И //Исааку//, гово­рится, //рабу Твоему// [[old:gen:24:14|(Быт.24:14)]]. Таким названием восхи­щаются ангелы, и херувимы, и серафимы. После того отроки не медлили, как сделал бы тщеславный человек, но тотчас послушались; и сошлись все видеть чудо. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 3.//** ---- Навуходоносор, ввергнув в пещь трех отроков и узнав на самом деле добродетель этих пленных юношей, начал прославлять их и превозносить повсюду на собственном языке. В том-то и открывается особенно величие силы Божией, что она заставляет проповедовать о рабах Божиих самих врагов их. И тот, кто в ярости повелел разжечь печь, когда увидел, что добродетель отроков, при помощи свыше, победила и силу огня, внезапно переменил мысли и воскликнул: **«раби Бога вышнего!»** Посмотри, как он прославляет не их только, но и Господа всяческих. **«Раби Бога вышнего**, – говорит он, – **изыдите»**. Что с тобою сделалось? Не ты ли предал их казни? Не ты ли приказал разжечь пещь до такой степени? Да, говорит он; но теперь я вижу дивные и чудные дела. Эта стихия, как бы забыв свою силу, как бы связанная какими-то узами показала такую покорность им, что не коснулась даже волос их. А отсюда должно разуметь, что это событие – выше сил человеческой природы, что какая-то неизреченная и божественная сила здесь действует и оказывает столь великое промышление об этих отроках. Видишь ли человеколюбие Божие, – как Бог не оставляя рабов Своих, хотя попустил им быть вверженными в пещь, но желая и их еще более прославить, и Свое всемогущество показать, смягчил душу мучителя и явил столь великое долготерпение? Конечно, не столь чудно было бы, если бы Он с самого начала не допустил их быть вверженными в пещь, как теперь дивно и чудно то, что Он даже и среди огня не попустил их потерпеть ничего неприятного. Так-то Бог, когда хочет, и находящихся среди тяжких бедствий еще более возвеличивает, и страждущих делает сильнее тех, которые причиняют им страдания. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 51.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисак и Авденого, рабы Бога вышнего выйдите и подойдите! И тотчас Седрах, Мисак и Авденого вышли из среды огня** Пораженный страхом, он не чрез вестников обращается к отрокам, а сам зовет их по имени, называя рабами Бога вышнего и прося, чтобы вышли к нему те, которых он связанных бросил в печь. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня** Желание удостовериться, не впал ли он в обман, Навуходоносор подходит к печи в просит отроков выйти из нее. Его желание исполняется: сомнения в их спасение нет. [<10>]