[<10>] ====== Толкования на Дан. 5:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его** См. Толкование на [[old:dan:05:01#svt_ioann_zlatoust|Дан. 5:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Пред тысящею же вино, и пия Валтасар рече при вкушении вина, еже принести сосуды златы и сребряны, яже изнесе Навуходоносор отец его из храма, иже во Иерусалиме, и да пиют в них царь и вельможи его, и наложницы его, и возлежащия окрест его** Это было не что иное, как пренебрежение к славе Божией и превозношение пред Тем, Кто управлял Израильтянами, как будто Он не может сделать ничего полезного своему народу. **//Отрывки толкования на пророка Даниила.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 2, 5 **И рече царь при вкушении вина, еже привнести сосуды святилища,** и пил из них сам царь, пили и вельможи и наложницы его. Это были те самые священные сосуды, которые отец взял из храма, **иже во Иерусалиме**, когда завоевал и разорил сей город, и которые содержал он в чести. Но Валтасар, пиршествуя с вельможами своими и пия вино, как видно из поступка его, предал сосуды сии на поругание, потому что и сам пил из них, пили также и вельможи его и другие. И за сие не избег он тяжкого наказания; ибо Пророк говорит: **изыде длань руки человечи, и писа на стене.** Рука писала и отнимала у него царство; потому что он в гордости осквернением священных сосудов дерзнул поругаться самому Господу царства. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его** Евреи передают такого рода басню: до семидесятого года, в который, по словам Иеремии, должно последовать освобождение народа иудейского из плена, о чем и Захария в начале книги своей говорит, Валтасар, считая обетование Божие недействительным и обещанное ложным, обрадовался и устроил большой пир, издеваясь некоторым образом над надеждою иудеев и над сосудами храма; но тотчас последовало отмщение. Что же касается того, что Навуходоносор называется отцом Валтасара, то это ее может ввести в заблуждение тех, которые знают, что в Священном Писании обыкновенно все прадеды и предки называются отцами. Также на то нужно обратить внимание, что (Валтасар) делает это не в трезвом виде, но тогда, когда он опьянел и позабыл о наказании, постигшем прадеда его, Навуходоносора. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных** Протекавший обычным порядком, пир Валтасара неожиданно закончился глумлением над Богом, выраженным в превращении посвященных Ему сосудов в пиршественные чаши и в хвалебных песнопениях в честь богов языческих. Первое говорило, что в глазах верующих Бог израильский не заслуживает никакого уважения — Его сосуды взяты для низкого употребления, вторые еще более усиливали и подчеркивали эту мысль, — богохульственно противопоставляли могущество языческих богов бессилию Бога еврейского. Поэтому вполне прав Иосиф Флавий, называя Валтасара "дерзновеннее" Навуходоносора, не посмевшего употреблять сосуды иерусалимского храма для себя и положившего их в храме своего бога. [<10>]