[<10>] ====== Толкования на Дан. 7:22 ====== ===== свт. Иоанн Златоуст ===== **доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.** См. Толкование на [[old:dan:07:17|Дан. 7:17]] ===== прп. Ефрем Сирин ===== **Дондеже прииде Ветхий деньми, и суд даде святым,** т.е. святым из дома Маккавеев, чтобы преодолели его. ===== Архим. Эмилиан (Вафидис) ===== Ветхий днями **дал суд святым**. Пророчества обычно бывают противоречивы, и для того, чтобы их понять, нужно знать исторический контекст событий и дух самих пророков. //Даруй суд Твой царю//[[old:ps:071:01|(Пс. 71:1)]], - говорит Псалмопевец. Мы бы сказали, что "//суд//" означает правосудие, воздаяние справедливости, однако в собственном смысле суд - это оправдание. А оправдание - это победа. Если ты признаешь, что я прав, то уступаешь мне честь победы. И потому здесь "//суд//" означает победу. Однако Ветхий днями отдал победу не Тому, Кому даровал царство, честь и власть, но святым. Иначе говоря, теперь все права Сына, начальство, власть, пророческое служение, архиерейство Он отдает святым, новому Израилю - нам с вами. **И царством овладели святые**. Какие яркие образы рисует нам Ветхий Завет! Открываешь врата, входишь внутрь, и все становится твоим достоянием. Отец забирает все у Сына и отдает святым, а Сын с любвью соглашается на это. Царство, которое перед этим Отец даровал Сыну, получаем мы. Он дарует нам и честь Сына. Таким образом, святые становятся носителями всех качеств, всех сил, всей власти, всего, так сказать, бытия Христа. Поэтому Христос - это святые, и святые - это Христос, и уже перед нами предстает торжество первенцев, сама Церковь, то есть весь сонм святых, получающих от Бога оправдание и победу. Христос с радостью уступает нам все, пока не придет час, когда мы, в свою очередь, отдадим все Христу, а Он отдаст Отцу. Тогда завершится история, чтобы впредь открылась вечность, непрерывное общение Бога с человеком. Слова пророка Даниила "**и царством овладели святые**" означают, что святые стяжали царство, завладели им и крепко держат в своей власти: они не в будущем овладеют им, но обладают им уже сейчас, получив его от Бога Отца. Если толковать Ветхий Завет типологически, то приведенное место относится к Церкви, а еще в большей мере к Царству Небесному. Иными словами, святые, которе уже Торжествуют на небе, обладают царством всецело и совершенно. //**Трезвенная жизнь и аскетические правила.**// [<10>]