[<10>] ====== Толкования на Дан. 8:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-17 **И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится ". И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! объясни ему это видение!" И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени** **«Голос человеческий, который воззвал и сказал**, – гово­рится, – **Гавриил! объясни ему это видение»**. Посмотри на обязанности ангелов и архангелов. Есть ли другая большая сила? **«И он подошел**, – говорит пророк, –** к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое»**. Где те, которые злословят ангелов? Ангел не сде­лал ничего сам от себя. Видишь ли, что и они разделены на многие чины и виды? В первом видении пророк говорит: //«подошел к одному из предстоящих и спросил»// [[old:dan:07:16|(Дан.7:16)]]; а здесь не так. **«И услышал я одного святого говорящего»**; спрашивает другой, как бы не зная, – чтобы узнал Даниил. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 8.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И слышах единаго святаго глололюща некоему: доколе видение станет о жертве всегдашней?** Один святой спрашивает другого святого более ведущего: когда прекратятся неправды Греков и опустошения, ими производимые; и долго ли святое и** сила поперется?** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы** **И я услышал одного святого говорящего, и сказал один святой другому кому-то, говорившему.** Вместо другому **кому-то**, что́ Симмах перевел чрез τινί ποτε, которому и мы последовали, Акила, Феодотион и LХХ поставили самое слово еврейское γελμονί. Таким образом, умолчав об имени ангела, он вообще указал на одного кого-либо из ангелов. **Насколько времени [простирается] видение о постоянной жертве и грехе совершившегося запустения и [доколе] святыня и сила будут попираемы?** Один ангел спрашивает другого ангела: до какого времени по определению Божию будет находиться в запустении храм при Антиохе, царе сирийском, и будет стоять статуя Юпитера в храме Божием соответственно тому, что он присовокупил, сказав: **и святыня и сила будут попираемы?** **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится** Продолжительность предания Антиоху на попрание и святилища и народа равняется, по словам Ангела, 2.300 вечеров и утр. И так как по библейскому словоупотребление, выражение "вечер и утро" обозначает особый, отдельный день ([[old:gen:01:05|Быт. 1:5, 8, 13]] и д.), то и в настоящем случае "2.300 вечеров и утр" должны быть понимаемы в смысле 2.300 полных дней, — суток. Конечным пунктом этого периода является время очищения святилища — "тогда святилище очистится," т.е. восстановление истинного богослужения в храме в двадцать пятый день месяца Хаслева 148 г. [[old:1mak:04:52|(1 Мак. 4:52-53)]]. Что же касается начального пункта, то он не поддается точному определению. Открытая борьба Антиоха Епифана с ветхозаветной церковью началась с 143 г., когда он после поражения Египта двинулся на Иерусалим, вошел в святилище и ограбил его [[old:1mak:01:20|(1 Мак. 1:20-23)]]; но боговраждебная деятельность вообще сказалась несколько ранее. В частности, в 142 г. с его согласия первосвященник Ония был лишен должности стараниями нечестивого Иасона. В свою очередь и этот последний был устранен неким Менелаем, кравшим и продававшим сосуды храма (2 Мак. 4). Ввиду этого весь период боговраждебной деятельности Антиоха Епифана определяют временем от 148 до 142 г., в каковой промежуток вмещаются 2.300 суток, равняющиеся 6 годам и 3 или 4 месяцам с несколькими днями. Кроме указанного понимания и исчисления "2.300 вечеров и утр," существует еще и другое. Пророческое откровение имеет, говорят, главным предметом вопрос о жертвах. А так как они приносились по закону Моисееву утром и вечером, то и выражение вечер — утро указывает на то, что у пророка Даниила имеются в виду утренние и вечерние жертвы, — временные пункты их совершения. Сообразно с этим вечер и утро должны быть исчисляемы отдельно, и число 2 300 вечеров-утр должно быть определяемо в 1 150 суток, или полных дней. Но подобное исчисление прежде всего противно библейскому словоупотреблению. В тех случаях, когда еврей хочет отдельно обозначить составные части суток — день и ночь, там он ведет каждой части отдельный счет; он говорит: 40 дней и 40 ночей [[old:gen:07:04|(Быт. 7:4,12]]; [[old:3ts:19:08|3 Цар. 19:8]]), три дня и 3 ночи ([[new:in:02:01|Ин. 2:1]]; [[new:mf:12:40|Мф. 12:40]]). Во-вторых, принимая во внимание хронологические даты деятельности Антиоха Епифана по Маккавейским книгам, в ней нельзя найти такого периода времени, к которому было бы возможно приурочить 1 150 дней. Так, начальным пунктом поругания святилища считают (Делич) или 15 день Хаслева, — время поставления идольского алтаря в храме [[old:1mak:01:54|(1 Мак. 1:54)]], или время прибытия в Иудею начальника податей Аполлония и взятия им Иерусалима в том же 145 г. (Блек. [[old:1mak:01:29|1 Мак. 1:29]] и д. [[old:2mak:05:24|2 Мак. 5:24]]). Но в первом случае до конца боговраждебной деятельности Антиоха, — 25 дня месяца Хаслева 148 г. [[old:1mak:06:52|(1 Мак. 6:52)]], прошло только 3 г. и 10 дней, или 1 090-1 105, а не 1 150 дней. Во втором случае без всякого основания, а лишь в видах приобретения нужного числа относят время прибытия Аполлония к первому месяцу 145 г. [<10>]