[<10>] ====== Толкования на Дан. 9:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле** Это Дарий мидянин. Под **первым годом** пророк ра­зумеет не первый год его царствования, так как не сказал: в первое лето царствования его, но **в первый год царствования его**, так что можно назвать его и первым годом, в который он, будучи царем, может быть, взял в плен приверженцев Валтасара. **я, Даниил, сообразил по книгам число лет**, т.е., время убиения Валтасара, и размышлял. Посмотри, как он прежде определенного срока не осмеливался приступать к Господу. Также поступили три отрока в пещи; но во рве он не так поступил. Что же? Те ли поступили худо, или он? Ни те, ни он. Те выразили свою любовь, а он — ра­зумение переживаемого времени. Итак, не с разумением ли читал он пророчества? Я думаю, что он ведет счет не со взятия города, а может быть с пленения Израиля; опустением Иерусалима справедливо можно назвать и войны. Заметь, и здесь седьмеричное число. Как прежде он изменил четыреста тридцать лет [[old:ish:12:40|(Исх.12:40)]] в двести пятнадцать, так и те­перь, я думаю, уменьшено. **О котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле**. Посмотри на его благо­честие. **И обратил я**, говорит, **лице мое**, т.е. прежде, до уничижения, я стыдился, а теперь **обратил я лице мое**, — иначе сказать: осмелился. Если бы он просил должного, то не сказал бы: **обратил я лице мое**, как будто дело было соединено с опасностью. Если же он столь заботится о других, если, пользуясь таким благоволе­нием у Бога и у царя, нисколько не услаждается этим, но сокрушается более бедствующих, как бы сам подвергаясь бед­ствиям, то как не удивляться ему по достоинству? Посмотри, как он и после этих бедствий не осмеливается приступить к Богу до тех пор, пока не увидел, что время исполнилось. Что же будет с нами несчастными? Что говоришь ты, Даниил? Ты находишься среди благ, пользуешься честью от Бога и от людей; что же ты заботишься о других? Так поступал и Моисей. И что говорит он? **В посте и вретище и пепле** просил он о должном. Почему же, если это было должное? Потому, что опасался, как бы иудеи не оказались недостойными и этого. Для Бога нет необходимости; Он выше законов. **И обратил я лице мое к Господу Богу**, говорит, **с молитвою и молением**. Прежде всего он испра­шивает этого. Позволит ли мне Бог, говорит он, молиться за них? Потому что он слышал, что Иеремии было сказано: //ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения// [[old:ier:07:16|(Иер.7:16)]]. Не смотря на то, что ходатаями за него были и плен, и наступле­ние срока, и собственная его добродетель, и бесчисленные стра­дания, он не чувствует в себе смелости, но посыпается пе­плом и покрывается вретищем, и таким образом молится. Что же сделаем мы, беспечные? Ему мы должны подражать. Чтобы никто не мог сказать, что прочие пророки делали это по бедности, — тот, кто больше всех пользовался великим поче­том, смиряется больше всех. Он происходил от царского рода и наслаждался столь многими благами. Так надобно опла­кивать собственные бедствия; так нужно жалеть о своих ближ­них; таково сострадание пророков. Посмотри, как он особенно отличался этим. Моисей говорил: //прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей// [[old:ish:32:32|(Исх.32:32).]] А Даниил постоянно был в посте и слезах. И Павел был постоянно в слезах и го­тов был идти в самую геенну. Никто из них не услаждался собственными благами; но как глаз в теле, хотя он и кра­сив, не может чувствовать своей красоты, когда ноги повреж­дены и гниют, так было и с ними. Для чего пепел? Он на­поминал ему о собственной его природе. Для чего вретище? Оно смиряет своею грубостью. Для чего пост? И он напоми­нает о том, что было в раю. Таков обычай (благочестивых): они стремятся к тому, что причиняет скорбь. Я не достоин, говорит он, ни земли, ни одежды, ни других даров природы, но заслуживаю тягчайшего наказания, хотя облечен в персид­ские ткани и ношу персидскую тиару. **//Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 9.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1, 3-4 **В лето первое Дария, дах лице мое ко Господу, еже взыскати молитвы. И молихся, и рех: молю Тя, Господи Боже великий и чудный**; за грехи наши почитаешься Ты у Вавилонян как бы немощным. //Храняй завет Твой, и милость Твою любящим Тя,// как сказал Моисей[[old:vtor:01:09| (Втор.1:9)]]. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима** **В первый (uno) год царствования его.** Это тот Дарий, который вместе с Киром победил халдеев и персов; [говорим это для того], чтобы не считали его за того Дария, во второй год которого был построен храм (как предполагает Порфирий, чтобы расширить годы у Даниила), или за того, который был побежден Александром, царем македонским. Таким образом он присоединяет имя отца и прибавляет [указание на] победу, – так как тот первый из рода мидян разрушил царство халдейское, – чтобы устранить ошибочное чтение вследствие сходства имени. Иеремия предсказал семьдесят лет запустения храма [[old:ier:25:start|(Иерем. гл. 25)]] и [[old:ier:25:start|( Иерем. гл. 29)]], после чего народ снова возвратится в Иудею, и будут построены храм и Иерусалим; но это не делает Даниила небрежным, а более вызывает его к молению, чтобы Бог вследствие его молитв исполнил то, что обещал но Своему милосердию, и чтобы небрежность не породила гордости, а гордость – оскорбления. Поэтому в книге Бытия [[old:gen:06:start|(гл. 6)]] мы читаем, что пред потопом было назначено сто двадцать лет для покаяния; но так как в течение такого времени, то есть в сто лет, [люди] не хотели покаяться, то Он не ждет, чтобы истекли другие двадцать лет, но ранее совершает то, чем угрожал, [как имеющим быть] впоследствии. Посему и Иеремии говорится вследствие жестокосердия народа иудейского: //не моли о людех сих, яко не услышу тя// [[old:ier:07:16|(Иерем. 7, 16)]]. И Самуилу: д//околе ты плачеши о Сауле? Аз же отверг его// [[old:1ts:16:01|(1 Цар. 16, 1)]]. Поэтому он в пепле и вретище просит, чтобы исполнилось то, что обещал Бог, – не потому, чтобы он не верил в имеющее быть, а потому, чтобы беспечность не породила небрежности, а небрежность – оскорбления. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима** Первый год правления Дария Мидянина (538-537 г. до Р. X.) был вместе с тем и годом падения Вавилонской империи [[old:dan:05:30|(5:30-31).]] И так как последнее событие поставлено у пророка Иеремии в прямую связь с окончанием семидесятилетнего вавилонского плена[[old:ier:25:09| (Иер. 25:9-12)]], то предсказание Иеремии и обратило теперь на себя особенное внимание Даниила (синодальное "сообразил" евр. "биноти" — "обратил внимание"). Он подолгу останавливался на нем своей мыслью. Вавилон пал; 70 лет плена подходят к концу, а между тем народ еврейский находится еще в рабстве. Что же это значит? Как видно из 15-19 ст. Даниил не сомневается ни в истинности предсказания Иеремии, ни в том, что настало время его выполнения. Его мучит и тревожит мысль, не замедляется ли исполнение пророчества греховностью народа. И так как она имела достаточные основания (ст. 16,18), то размышления над пророчеством Иеремии и привели Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над Иерусалимом гнев (ст. 16,20). [<10>]