[<10>] ====== Толкования на Дан. 12:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Во время оно востанет Михаил Ангел великий,** тот, который и теперь помогает вам; и сокрушит Антиоха. **И будет время скорби,** т.е. прежде нежели будет сокрушен Антиох, **скорбь якова не бысть от дней века.** О сем сказано: //Всяк жених прия плач и седящая на одре брачне бысть в печали. И потрясеся земля на обитающих на ней// (1Мак.1:27,28). **И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе;** т.е. спасутся немногие. Книга же, о которой упоминается здесь, означает или закон, в котором соблюдающий его обретет жизнь, или то, о чем сказано у Иезекииля: //и возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я во одежду твою// [[old:iez:05:04|(Иез.5:4)]]. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда** Доселе Порфирий, как бы он ни держал себя, мог влиять обманом (imposuit) как на людей неопытных из наших, так на мало сведущих из своих; но что он окажет об этом отделе, в котором описывается воскресение мертвых, из которых одни восстанут для жизни вечной, а другие для вечного поругания? Он не может также сказать, кто это были при Антиохе те, из которых одни сияли подобию блеску тверди, а другие подобно звезде во веки вечные. Но чего не делает упорство! Подобно побитой змее, он поднимает голову и перед своею смертию изливает яд на тех, которые должны будут умереть. И это, говорит он, написано об Антиохе, который, отправляясь в Персию, Лисии, начальствовавшему в Антиохии и Финикии, оставил войско, чтобы он вел войну против иудеев и разрушил город их Иерусалим; обо всем этом Иосиф, автор еврейской истории, говорит, что была такая скорбь, какой никогда не было, и настало время, какого не бывало с тех пор, как народы начали существовать, до того времени. Но когда одержана была победа и были убиты вожди Антиоховы, а сам Антиох помер в Персии, то народ Израильский спасся, – все те, которые записаны были в книге Божией, то есть мужественно защищавшие Закон, и наоборот, были изглажены из книги те, которые оказались нарушителями Закона и стояли на стороне Антиоха. Тогда, говорит он, те, которые как бы спали в прахе земли и были покрыты тяжестию зол и как бы похоронены в гробах бедствий, восстали из праха земли для неожиданной победы и из земли подняли голову, блюстители закона восстав для жизни вечной, а нарушители для вечного поругания. Учители и руководители, знающие закон, будут сиять подобно небу, а увещавшие низший народ к соблюдению божественных установлений будут блестеть подобно звездам во веки вечные. Он приводит также историю из [книг] Маккавейских, в которой говорится, что многие из иудеев при Маттафии //Иуде Маккавее бежали с пустыню и скрывались в пещерах и в расселинах скал, а после победы вышли оттуда// [[old:1mak:02:start|(1 Макк. гл. 2)]]. И это будто бы метафорически (μεταφορικῶς) было предречено под образом воскресения мертвых. Но ближе к истине будет понимать это так, что во время антихриста будет такая скорбь, какой никогда не было с тех пор, как народы начали существовать. Ибо предположим, что победил бы Лисия, который был побежден, и что полное поражение потерпели бы иудеи, которые победили: неужели была бы такая скорбь, какая была в то время, когда Иерусалим был взят вавилонянами, храм был разрушен, а весь народ отведен в плен? Таким образом после поражений антихриста и по умерщвлении его духом Спасителя спасется народ, который был записан в книге Божией, и, смотря по различию заслуг, одни восстанут для жизни вечной, а другие для вечного поругания. Учители же будут подобными небу и научавшие других уподобятся по блеску звездам. Ибо недостаточно знать мудрость, если не научаешь ей и других: безмолвное слово учения, не назидающее другого, не может получить награды за труд. Феодотион и общепринятое (vulgata) издание так передали это место: **и разумные будут сиять, как блеск тверди, и весьма многие из праведных – как звезды во веке** и еще. Некоторые обыкновенно спрашивают: святой образованный и святой простой будут ли иметь одинаковую награду и одно и тоже местопребывание на небесах? Поэтому теперь по Феодотиону говорится, что образованные будут иметь подобие неба, а праведные, не обладающие образованием, уподобятся блеску звезд. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда** Защитником народа еврейского в эпоху тяжких бедствий, которые придется перенести ему от Антиоха Епифана, явится Архангел Михаил, "князь" и покровитель иудеев [[old:dan:10:13|(10:13,21)]]. Только предстательством этого "князя великого" они и будут спасены от окончательной гибели. Но как Антиох, враг и гонитель народа иудейского, напоминает собою последнего и самого жестокого врага христианства – антихриста, так точно и тяжелое время, переживаемое при нем избранными из народа Божия, служит прообразом последних времен существования новозаветной церкви, – прообразом скорби времен антихриста. К этой то эпохе, времени кончины мира, и переходит откровение. Оно изображается, как время небывалой со дня существования мира скорби, чего нельзя сказать о бедствиях, причиненных иудеям Антиохом Епифаном, и что на основании свидетельства Иисуса Христа относится к концу мира [[new:mf:24:21|(Мф. 24:21,22)]]. В эту тяжелую годину спасутся только "записанные в книге жизни" (ср. [[old:ish:32:32|Исх. 32:32]]; [[old:ps:068:29|Пс. 68:29]]; [[new:fil:04:03|Флп. 4:3]]; [[new:otkr:03:05|Откр. 3:5]]; [[new:otkr:13:08|13:8]] и т. п.), т. е. все те праведные и истинные члены народа Божия, которых Господь определил к вечной жизни. Подобно живым, и одни "из спящих в прахе земли" воскреснут для жизни вечной, а другие – для вечных мук [[new:in:05:29|(Ин. 5:29]]; [[new:1kor:15:51|1 Кор. 15:51-53]]; [[new:1sol:04:16|1 Фес. 4:16)]]. Первые воссияют, как светила небесные [[new:mf:13:43|(Мф. 13:43]];[[new:1kor:15:40| 1 Кор. 15:40-42)]]. [<10>]