[<10>] ====== Толкования на Еккл. 1:5 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит** См. Толкование на [[old:ekl:01:01#svt_grigorij_nisskij|Еккл. 1:1]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит** Писание гласит: **Восходит солнце, и заходит солнце**. Очевидно, [здесь подразумевается], что [Бог] Слово имеет обыкновение иногда восходить горе, а иногда опускаться долу, соответственно достоинству, смыслу и образу [жизни] тех, кто домогается добродетели и побуждается [стремлением] к божественному ведению. Блажен тот, кто задерживает в себе, по примеру Иисуса Навина [[old:nav:10:12|(Нав. 10:12)]], заповедное Солнце правды - мерило дня здешней жизни, не ограничиваемое вечером порока и неведения, которое помогает ему обратить в бегство восстающих на него лукавых бесов. ---- Слово Божие, возносимое в нас через делание и созерцание, всех привлекает к Себе [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]], освещая, соответственно добродетели и ведению, наши размышления и суждения относительно плоти, души и естества сущих. [Освещает Оно] и сами члены тела [нашего], и чувства, делая их подвластными бремени Его [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29-30)]]. Поэтому созерцатель [вещей] божественных пусть усердно восходит горе, следуя за Словом до тех пор, пока не окажется в том месте, где [обитает] Оно. Ибо туда Слово “влечет”, как говорит Екклесиаст: **И в место Свое влечется**, то есть влечет следующих за Ним, как за Великим Первосвященником, вводящим в Святая святых, куда предтечею за нас вошло Оно Само [[new:evr:06:20|(Евр. 6:20)]]. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит** Восходит солнце, и заходит солнце, и к месту своему идет, и восходит само там. Самое солнце, данное во свет смертным, своим восходом и заходом ежедневно показывает свою смертность. Погрузив свой огненный диск в океан, оно неизвестными нам путями возвращается на место, откуда выходило, и по окончании ночи, снова поспешно выходит из своей опочивальни. Вместо поставленного нами по изданию Вульгаты: **«к месту своему идет»** в Еврейском стоит «soeph», что Акила переводит είσπνετ, то есть «отдыхает,» а Симмах и Феодотион переводят: «возвращается», – что, то есть, солнце возвращается к месту своему и там, откуда прежде выходило, отдыхает. Все же это говорится для того, чтобы переменами времен и восходом и заходом светил небесных научить, что род человеческий падает и погибает во время для него неизвестное. Иначе: Солнце правды, в крылах коего сила, восходит для боящихся Бога, а для ложных пророков и в полдень заходит. А, взошедши, влечет нас на место свое. Куда? – без сомнения ко Отцу. Ибо для того и пришел Он, чтобы подъять нас от земли на небо и сказать: //«когда вознесен будет Сын человеческий, все привлечет к себе»// [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]]. И не дивно, что Сын привлекает к Себе верующих, когда и Сам Отец привлекает к Сыну: //«ибо никто же»//, говорит, //«может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя, привлечет Его»// [[new:in:06:44|(Ин. 6:44)]]. Оное солнце, которое, как мы сказали, для одних заходит, а для других восходит, некогда зашло для Иакова патриарха, когда он выходил из земли святой, и снова взошло для него, когда из Сирии он входил в землю обетованную [[old:gen:28:|(Быт. 28)]]. И Лот, когда вышел из Содома и прибыл к городу, в который ему повелено было спешить, то взошел на гору, и солнце взошло над Сигором [[old:gen:19:|(Быт. 19)]]. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит** **Восходит солнце** [[old:ekl:01:05|(Еккл. 1:5)]] праведности в душе: начало же восхода его приуготовительно, и есть приуготовляющий свет. Когда же оно совершит полный оборот вокруг нее и осветит ее целиком, так что ничего не останется неосвещенным, - тогда становится она полностью просвещенной. Заходит же часто, чтобы вновь взойти, ибо по [единому] продвижению происходит заход и восход. И объединяются заход и восход по принимаемым состояниям: второе просвещение знаменуется закатом по отношению к предшествующему, восходом - к наступающему. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Олимпиодор ===== **Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит** Величественное солнце, когда сравнивается с Солнцем праведности, есть суета. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит** Но и в жизни природы, так же как в жизни человечества, происходит постоянная сменяемость. И здесь все движется, все течет, но только не вперед, а вокруг, следовательно, всегда по одному и тому же пути, вечно по одному и тому же шаблону. Таково, прежде всего, движение солнца. //Спешит к месту своему,// точнее с еврейского: «задыхаясь, спешит к месту своему». Выражение указывает на утомление от вечно однообразного движения. **//Толковая Библия.//** [<10>]