[<10>] ====== Толкования на Еккл. 2:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева** См. Толкование на [[old:ekl:02:04#svt_ioann_zlatoust|Еккл. 2:4]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева** Но не знает такого насаждения, кто обращается к земле и объемлет земное; потому что присоединяет к этому богатое украшение вертоградов и садов плодовитых. Какая потребность во многих садах тому, кто имеет в виду один сад (рай)? Какая мне польза от вертограда, произрощающего овощи — пищу немощных? Если бы я был в том саду, то не развлекался бы пожеланием многих садов. Если бы здоровою сохранял я душу, так что могла бы вкушать твердую пищу, то не заботился бы об овощах, возделывая для пищи, что годно недугу. Но когда однажды к потребности привзошла роскошь, а пожелание ея перешло пределы, тогда, за расточительностию в домах и после расходов на суетное под домашнею кровлею, человек предается роскоши и под открытым небом, для удовлетворения желанию удовольствий пользуется и свойством воздуха. Домогается того, что при помощи возделывания, дерева всегда у него зелены и сеннолиственны, на воздухе служат вместо кровли, так что и под открытым небом наслаждается, как в доме; поверхность земли, по искусству садовника, одевается всякого рода травами, так что, куда ни обратит взор, повсюду представляется глазу все приятное, и всегда окружен доставляющим удовольствие, во всякое время года видит необычное времени, зимою траву, ранние цветы, виноградную лозу обращающуюся в дерево, и с чужими ветвями сплетающую свои ветви, нежные объятия плюща с деревами. А какие на них виды плодов, будучи смешаны друг с другом из разнородных, делают насилие природе, по виду и вкусу показывая в себе нечто среднее, так что плод, по видимому, есть то и другое, что может произойти из растворения разнородных, — о всем этом, и если еще что иное изобрело в растениях искусство, насилующее природу, чего не изыскивает потребность жизни, ищет же необузданное пожелание; о всем этом говорит исповедающий дела свои, что было сие в его искусственных вертоградах и садах. Ибо, сказав: **насадих древес всякаго плода**, собирательным сим выражением показал, что не было у него недостатка в подобном сему. //**На Книгу Екклесиаста.**// См. также Толкование на [[old:ekl:02:04#svt_grigorij_nisskij|Еккл. 2:4]] ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева** См. Толкование на [[old:ekl:02:04#sschmch_dionisij_aleksandrijskij|Еккл. 2:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева** //Сделал себе сады и огороды: насадил в них всякое дерево плодовитое.// В доме богатого есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные. Для некоторых не совсем здоровых и слабых делаются и огороды, ибо кто нездоров, тот питается овощами [[new:rim:14:02|(Рим. 14:2)]]; насаждаются деревья, – не все //«плодовитые»//, как стоит в латинских списках, но все //"плоды"//, то есть деревья различных плодов и сортов, так как в церкви дары благодати различны, и один есть глаз, другой – рука, иной – нога, и менее совершенным из членов мы оказываем большее попечение [[new:1kor:12:24|(1 Кор. 12:24)]]. Между этими плодовитыми деревьями первое место, думаю, занимает древо жизни, которое есть мудрость. Ибо, если оно не посажено в средине, то засохнут и прочие деревья. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// См. также Толкование на [[old:ekl:02:04#blzh_ieronim_stridonskij|Еккл. 2:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева** О существовании царских садов в Иерусалиме говорится в [[old:4ts:21:18|4 Цар. 21:18]], [[old:4ts:21:26|4 Цар. 21:26]], [[old:4ts:25:04|4 Цар. 25:4]], [[old:ier:39:04|Иер. 39:4]], [[old:ier:52:07|Иер. 52:7]], [[old:neem:03:15|Неем. 3:15]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]