[<10>] ====== Толкования на Еккл. 2:9 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною** См. Толкование на [[old:ekl:02:08#svt_grigorij_nisskij|Еккл. 2:8]] ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною** См. Толкование на [[old:ekl:02:04#sschmch_dionisij_aleksandrijskij|Еккл. 2:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною** //И возвеличился я и приложил мудрость больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме: и мудрость моя оставалась при мне.// Возвеличившийся Екклезиаст, по-видимому, наименее соответствует Господу, если только мы не применим к Нему оного: //«преспеваше премудростью и возрастом и благодатью»// [[new:lk:02:52|(Лк. 2:52)]] и: сего ради //«Бог Его превознесе»// [[new:fil:02:09|(Флп. 2:9)]]. А в словах: //«бывших прежде меня в Иерусалиме»// говорит о тех, кои до Его пришествия управляли собранием святых и церковью. Если мы понимаем Писание духовно, то наиболее богатый из всех есть Христос; если только телесно, то лучше понимать это в отношении к синагоге, чем к церкви. Итак, Он снял покрывало, которое было положено на лице Моисея [[old:ish:34:start|(Исх. 34)]] и дал нам в полном свете видеть лице Его [[new:2kor:03:14|(2 Кор. 3:14–18)]]. Далее, в том, что мудрость осталась при Нем, смысл тот, что мудрость оставалась у Него и во время пребывания Его во плоти. Кто преуспевает в премудрости, у того мудрость не остается в одном положении, а кто не принимает преуспеяния и не возрастает постепенно в премудрости, а постоянно обладает оною в полноте, тот может сказать: //«и мудрость оставалась при мне»//. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// См. также Толкование на [[old:ekl:02:04#blzh_ieronim_stridonskij|Еккл. 2:4]] ===== Дидим Слепец ===== **И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною** Мудрый всегда пребывает в прибавлении, когда усовершается. В жизни же это следует добиваться совершенства в этом и в последнюю и в первую очередь. Сказано: //Когда человек окончил бы, тогда он только начинает// [[old:prsir:18:06|(Сир. 18:6)]]. Не следует, стало быть, беспокоиться и [о том, что] даже когда совершенства, которое возможно в этой жизни, достигают, [все равно остается истинным, что] //мы отчасти знаем// [[new:1kor:13:09|(1 Кор. 13:9)]]. Итак, пребывает в прибавлении тот, кто усердствует... Возможно, что пророки и Моисей... предвещали то, что Иисус намеревался сделать и чему учить; Он же их восполнил. Прибавление есть всегда осуществление возможности. Они проложили путь, Он же этот путь завершил, показав Себя как этот путь и сказав: //Я есмь путь и истина// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. И потому сказал ученикам: //Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев...// [[new:mf:05:20|(Мф. 5:20)]]. Заметь, что ученики Иисуса по превосходству ею обладали, в сравнении с той, что была у прежних. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною** **И мудрость моя пребыла со мною**. Екклезиаст не забывал о конечной цели своих опытов — исследовать сущность истинного счастья и, вместе с тем, смысл человеческой жизни [[old:ekl:02:03|(ст. 3)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]