[<10>] ====== Толкования на Еккл. 2:17 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 17-19 **И возненавидех живот: яко лукавно мне сотворенное под солнцем: понеже всяческая суета и произволение духа. И возненавидех аз всяческая, труд мой, им же аз труждаюся под солнцем, яко оставлю его человеку будущему по мне. И кто весть, мудр ли будет, или безумен? и обладати ли имать всем трудом, им же трудихся, и мудрствовах под солнцем? и сие же суета** Сказав это, говорит, что чужда душе его и та мысль, будто бы один и тот же удел и живущего добродетельно и не прилагавшего никакого о сем старания. У одного, говорит он, труд в мудрости, в ведении, в мужестве; а у другого в раздражении, в скорбях, причиняемых житейскою рачительностию. Посему приводить их в равенство между собою, говорит он, есть дело, не только суеты, но и лукавства. //**На Книгу Екклесиаста.**// См. также Толкование на [[old:ekl:02:24#svt_grigorij_nisskij|Еккл. 2:24]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа** Поэтому склонись перед Тем, о Ком говорит пророк: //Кто не принял всуе душу свою// ([[old:ps:023:04|Пс. 23:4]]; LXX). //Всуе принял душу свою// - что мы также скажем о тяготах здешней жизни - тот, кто строил мирское и созидал телесное. Ежедневно мы стремимся к пище и питью, и никто не насытился так, что после некоторого времени не взалкал и не захотел пить. Ежедневно мы ищем выгоду и нет никакого предела жадности. Сказано: //...не насытится око зрением, не// насытится //ухо слушанием// [[old:ekl:01:08|(Еккл. 1:8)]]. Нет конца труду и нет проку в избытке. //**О благе смерти.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа** //И возненавидел я жизнь, ибо зло для меня дело, совершенное под солнцем, ибо все суета и пасение ветра.// Если мир во зле лежит и в жилище сем апостол воздыхает, говоря: //«окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея»// [[new:rim:07:24|(Рим. 7:24)]]: то справедливо он ненавидит все, совершенное под солнцем. Ибо по сравнению с раем и блаженством той жизни, в которой мы наслаждались плодами духовными и радостями добродетелей, мы теперь находимся как бы в ссылке и темнице, в юдоли плача, снедая хлеб в поте лица. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа** Факт смерти, господствующей одинаково над мудрыми и глупыми, настолько поразил сознание и нравственное чувство Екклезиаста, что жизнь потеряла в его глазах свою ценность, свой смысл, стала для него предметом ненависти и отвращения. Не важно то, пережил ли Екклезиаст такое состояние в действительности или пришел к этому выводу теоретически, путем наблюдения и размышления; несомненно то, что человек, ищущий полного счастья в границах земного бытия, ставящий себе идеалы в пределах эмпирических фактов, неизбежно приходит к полному разочарованию и, в конце концов, к крайнему пессимизму. Эмпирическое, чувственное миросозерцание не в состоянии вместить в себе вечных идеалов человечества и, потому, рождает в нем ощущение ничтожества, бесцельности существования. Все эти идеалы неумолимо разрушаются уже одним фактом смерти. **//Толковая Библия.//** [<10>]