[<10>] ====== Толкования на Еккл. 3:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **время плакати, и время смеятися, время рыдати, и время ликовати** «**Время плакати, и время смеятися**». Уясняется слово сие евангельским изречением, произнесенным от лица Господа, в котором сказано: //«блажени плачущии: яко тии утешатся»// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4]]). Посему ныне время плакать; а время смеяться предоставлено в уповании; потому что настоящая печаль соделается матерью ожидаемого веселия. Да и кто не в слезах и не в скорби будет проводить всю жизнь свою, если только придет в чувство себя самого, и узнает о себе, что он имел, и что потерял, в каком состоянии естество его было первоначально, и в каком оно в настоящее время? Смерти тогда не было, болезнь не появлялась; мое и твое, — эти лукавые речения в начале не имели и места в жизни. Ибо как были солнце общее, и воздух общий, а прежде всего общая Божия благодать и общее Божие благословение, так право участия во всяком благе всем наравне предлежало, и незнаком был недуг любостяжательности, не было ненависти у имеющих меньше к владетелям большего, даже вовсе не было и этого большего; а сверх сего тьмочисленные качества, которых никто не возможет представить словом, величием своим во много крат превосходили сказанное, разумею: равночестие с Ангелами, дерзновение пред Богом, созерцание премирных благ, возможность и нам украситься неизреченною лепотою блаженного Естества, показывая в себе божественный образ, сияющий красотою души. На место же этого появились в нас лукавый рой страданий, злое гнездо огорчений. Что назовет кто первым из зол житейских? Все одно с другим равноценно, все одно у другого предвосхищает первенство в превосходстве зол, все делается поводом к таким же слезам. Что будет кто оплакивать паче бедственной этой жизни? За что более сетовать на естество? За скромность ли, или многотрудность жизни? За то ли, что слезами она начинается, и слезами оканчивается? За жалкое ли младенчество? За скудоумие ли в старости? За непостоянство ли юности? За обременение ли трудами в совершенном возрасте? За тяготу ли супружества? За одиночество ли в жизни безбрачной? За безчадие ли, не оставляющее по себе корня? За то ли, что богатство возбуждает зависть, а нищета мучительна? Умалчиваю о множестве всякого вида разностей в болезнях, о потере членов, об увечьях, о загноениях, об утрате деятельности в чувствилищах, о помешательстве ума от бесов, о всех страданиях, сколько их заключает в себе естество, и каким подвергнуть каждого из людей есть в естестве возможность. А это неистовство любовной страсти, эту зловонную тину; в которой вращается бешеная сия страсть, прохожу мимо; не говорю о сопряженной с пищею неприятности по причине извержения, чтобы не подать вида, будто бы словом сим во всем позорю жизнь, представляя естество наше каким-то производителем гноя. Оставляя все это и подобное тому, скажу, что для чувствительных наиболее достойно слез известное всем, а именно, что по миновании этой тени подобной жизни ожидает нас //«некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя»// [[new:evr:10:27|(Евр. 10:27)]]. Посему, кто так и подобно сему рассуждает; тот не будет ли всю жизнь проводить в слезах? Итак ныне пусть будет время подумать о сем. Ибо следствием скорбей настоящей жизни, как и естественно, соделается то, что не будем погрешать в оной. А когда преуспеем в этом, предоставится нам в уповании обещанная благодать веселия, //«упование же»//, как говорит Апостол, //«не посрамит»// [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]]. Присовокупляемое Екклезиастом есть как бы повторение прежде сказанного. Ибо, сказав о благовременности слез и смеха, прибавил: //«время рыдати, и время ликовати»// [[old:ekl:03:04|(Еккл. 3:4)]]. А это не иное что есть, как усиление того и другого из упомянутых состояний. Чувствительный и от сердца происходящий плачь в Писании называется рыданием. А также и ликование означает усиление веселия, как подобное сему дознаем из Евангелия, в котором сказано: //«пискахом вам, и не плясасте: рыдахом вам, и не плакасте»// [[new:lk:07:32|(Лк. 7:32)]]. Так история говорит, что у Израильтян было рыдание во время преставления Моисеева, и что Давид, идя с ковчегом, когда переносил его от иноплеменных, скакал, не в обыкновенном явившись виде. Ибо сказано, что он изглашал стройные песни, ударяя в мусикийское орудие, в лад производил движение ногою, и мерным движением тела обнаруживал внутреннее расположение [[old:2ts:06:14|(2 Цар. 6:14-16)]]. Итак, поелику человек двойствен, то есть, состоит из души и тела, а сообразно с сим двойственна также и жизнь в каждом действии в нас происходящем; то прекрасно будет рыдающим в телесной жизни, если у них много поводов к оплакиванию сей жизни, приуготовить душе стройное ликование. Ибо чем чаще омрачается жизнь печалию, тем паче для души скопляются поводы к веселию. Мрачно смотрит воздержание; потупляет взор смирение; потерпеть ущерб — повод к слезам; предлог к плачу — не иметь равенства с обладающими. Но //«смиряяйся вознесется»// [[new:lk:14:11|(Лк. 14:11)]], борющийся с нищетою увенчается, покрытый струпами, и во всем показывающий жизнь свою достойною слез упокоится на лоне патриарха, где да будем и мы по милосердию спасающего нас Иисуса Христа! Ему слава и держава во веки веков! Аминь. //**На Книгу Екклесиаста.**// ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать** **Рыдать**, когда кто подумает о смерти, которую принесло в мир преступление Адама, **ликовать** же, когда помыслим в уме своем о воскресении из в мертвых, которого ожидаем от нового Адама. //**Толкование на начало книги Екклесиаста.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать** //Время плакать, и время смеяться.// Теперь время плакать, а в будущем – смеяться; ибо //«блажены плачущие, потому что они возсмеются»// [[new:lk:06:21|(Лк. 6:21)]]. //«Время сетовать, и время плясать»//. Поэтому в Евангелии упрекаются те, коим Господь говорит: //«пискахом вам и не плясасте: рыдахом вам и не плакасте»// [[new:lk:07:32|(Лк. 7:32)]]. Нужно плакать теперь, чтобы после иметь возможность плясать в том ликовании, в каком Давид плясал пред Ковчегом Завета, и не угодив этим дочери Саула, более угодил Богу [[old:2ts:06:14|(2 Цар. 6:14–16)]]. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать** Поскольку по-разному называют плач, то и смех надлежит так же воспринимать: ибо не одно значение у плача и, в свою очередь, у смеха. Итак, есть смех порицаемый и есть смех достохвальный. И коль скоро разделен смех по двум значениям - как достойный порицания и похвалы, - то необходимо, чтобы таков же был и плач, дабы достохвальному смеху был соответствующий плач, и то же для смеха достопорицаемого. Итак, часто смеется жизнь, предавшая себя наслаждению больше, чем любви к Богу, поскольку смех и боготворит. И так же, как один полагает, что бог - его чрево, другой - что его мошна, так еще кто-то, любитель развлечений, неизбывного острословия и тому подобного, возводит святилища смеху, до такой степени его боготворя, что отправляет ему жертвенное служение. Служит же ему тот, кто преподносит то, что питает и вызывает смех. Конечно же, он достоин порицания. Блажен тот, кто этот смех отвергнет, а предастся противному ему плачу, стяжая который сказал усердный: //Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою// [[old:ps:006:07|(Пс. 6:7)]]. Но есть и достохвальный смех, ведь сказано: Бог //еще наполнит смехом уста твои// [[old:iov:08:21|(Иов. 8:21)]], очевидно, не имеющим укоризны. Он равнозначен плоду Духа, радости: ибо //плод Духа - любовь, радость, мир// [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22)]]. Поэтому смех, имеющий равное значение радости, достохвален. Плач, противоположный этому смеху, и душевное состояние, противоборствующее радости Духа Святого, следует порицать. Ведь именно этот плач был у Иерусалима ... и не помог... но отчего это произошло? Оттого, что не в то время, в которое следовало,[этот город] принес покаяние, но когда уже было поздно... И вот узнали мы, к чему это возводится: да будет названа жизнь суровая, приличествующая богобоязненным людям, - плачем, смехом же - жизнь разнузданная, предавшая себя наслаждению больше, чем любви к Богу. Те, кто плачут в этой жизни, впоследствии будут наслаждаться смехом, поскольку и блаженство обретут: //Блаженны плачущие ныне// [[new:lk:06:21|(Лк. 6:21)]]. А те, кто здесь предавался смеху, взыскуя удовольствий более, чем любил Бога, будут в плаче, когда получат наказание, поскольку про таковых сказано: //там будет плач и скрежет зубов//. Те же, кто здесь в должной мере плачут покаянным плачем, молятся Богу так: //Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере// [[old:ps:079:06|(Пс. 79:6)]]. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать** См. Толкование на [[old:ekl:03:01#lopuxin_ap|Еккл. 3:1]] [<10>]