[<10>] ====== Толкования на Еккл. 3:10 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 10-11 **Видех попечение, еже даде сыном человеческим, еже пещися** в себе. **Всяческая, яже сотвори, добра во время свое: и век дал есть в сердце их, яко да не обрящет человек сотворения, еже сотвори Бог от начала и даже до конца** Что сие значит? Познал я, говорит он, отчего естество человеческое озабочено жизнию, поводы к тому заимствовав из благодеяний Божиих. Бог все сотворил на добро, и причастным существенного дал рассудок, отличающий лучшее, познанная которым благовременность употребления каждой вещи доставляет употребляющим ощущение прекрасного. Поелику же погрешил человек в правом суждении о сущем, лукавым советом совращен у него правильно судящий рассудок, то перемена во времени, что в каждой вещи было полезного, превратила сие в испытание противоположного. Если кто, предложив на столе все приготовленное для пиршества, положит вместе и какие либо приборы, служащие к удобному принятию пищи, какие приготовляются в подобных вещах любителями искусства, или небольшие ножи, которыми гости разрезывают себе что либо предложенное, или серебряные остроконечные снаряды, у которых обыкновенная на другой части пустота делается для удобного черпания вареных овощей; и потом кто либо из приглашенных на пир, изменив употребление положенных на столе вещей, каждою воспользуется не надлежащим образом, ножем зарежет или себя или кого-нибудь подле себя, а острием выколет глаз или у ближнего или свой: то иной скажет, что такой-то во зло употребил приготовление дающего пир. Хотя устроивший пиршество сам предуготовил причину произшедшего; но в худом лежащего на столе употреблении, доведенном до сей беды, виновен безрассудно воспользовавшийся положенным. Так, говорит Екклезиаст, познал и я, что каждая вещь приведена в бытие Богом для всего наилучшего, только бы употребление каждой вещи было в свое время, и как следует; но извращение правильного суждения о вещах и доброе обратило в повод к злу. Скажу например так: что приятнее деятельности глаз? Но когда зрение делается страждущим служителем в таких делах, говорится, что сотворенное в благодеяние стало причиною зол. И это не иное что значит, а только то, что человек, хорошим воспользовавшись худо, употребление сделал страданием. Так и все прочее, что дано естеству Богом, зависит от произволения пользующихся, чтобы соделаться служащим к благу, или во зло. Посему Екклезиаст говорит: «**всяческая, яже сотвори, добра во время свое: и век дал есть в сердце их**». Век же, как понятие чего-то протяженного, означает все творение Божие в нем происшедшее. Посему слово объемлющим указует на все объемлемое. Итак все, что произошло в век, Бог дал сердцу человеческому ко благу, чтобы по величию и красоте тварей человек усматривал в них Сотворшего. Но люди, чем были облагодетельствованы, от того потерпели вред, каждою вещию воспользовавшись, не как было должно, и не на пользу. Посему сказано: «**яко да не обрящет человек сотворения, еже сотвори Бог**» с целию служить на пользу во всем сотворенном от начала творения и даже до совершения вселенной, тогда как в числе существ нет ни одного худого. Ибо и не естественно из доброго произойти чему либо худому. И если добр Виновник всего, то, конечно, добро и все, что имеет самостоятельность свою от доброго. //**На Книгу Екклесиаста.**// ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== Ст. 10-11 **Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца** И это верно. Никто не может вполне постигнуть дел Божиих. А творение Божие есть мир Его **от начала до конца**, т. е. назначенное миру время и определенную ему продолжительность открыть никто не может. Бог однажды на весь век (наш) дал неведение в сердца наши, как говорит некто: //умаление дней моих возвести ми// [[old:ps:101:24|(Псал. CI, 24)]]. Итак, для пользы нашей не известен нам конец века сего, то есть конец настоящей жизни. Если ты говоришь, что рай не есть часть мира сего и не находился в нем, если Бог создал его не вместе с прочими тварями и не около него, но вне мира, то как Он ввел туда создавшего Им земного человека? И как Он создал из земли всех зверей полевых и птиц небесных там же, где создал Он мужа и жену? Как Он привел их к нему, //видети, что наречет я// [[old:gen:02:19|(Быт. II, 19)]]. Где было там древо смертоносное и змий обольститель? Не видит ли отсюда всякий, что не на небе, а действительно на земле насажден был рай? Он есть место на востоке и страна избрания. //**Толкование на начало книги Екклесиаста.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том** См. также Толкование на [[old:ekl:03:09#blzh_ieronim_stridonskij|Еккл. 3:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том** А между тем, человек не может погасить в себе жажды высшего блага. Его стремление к счастью, вложенное в него Самим Богом, постоянно и неудержимо толкает его на новые труды, на новые искания. **//Толковая Библия.//** [<10>]