[<10>] ====== Толкования на Еккл. 3:22 ====== ===== Олимпиодор ===== **Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него** Екклесиаст учит нас посредством загадок, ведя нас к иной жизни. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него** //И увидел я, что нет блага, кроме того, если радуется человек в труде своём, ибо это доля его. Ибо кто приведёт его, чтобы он видел то, что будет после него?// Вместо поставленного нами: //«чтобы видел то, что будет после него»//, Симмах перевёл яснее: чтобы //«видел то, что будет после этого»//. Итак, нет ничего доброго в жизни сей кроме того, что человек радуется в труде своём, творя милостыню и уготовляя себе будущие сокровища в царствии небесном. Эту одну имеем мы долю, которую не может отнять ни вор, ни разбойник, ни тиран, и которая последует за нами и по смерти. Ибо, по окончании жизни сей, мы не можем снова пользоваться нашими трудами, или знать, что будет, в мире после. Иначе: смущённый прежним заблуждением, тем, что полагал, что между людьми и животными нет никакого различия, я превратным направлением ума был приведён к той мысли, что нет никакого блага, кроме наслаждения удовольствиями настоящей жизни, потому-де, что как скоро однажды поразила нас смерть, то мы не можем уже наслаждаться тем, от чего мы отходили неудовлетворенными. Слова: //«ибо кто приведёт его, чтобы он видел, что будет после него»//, другие объясняют так: лучше человеку наслаждаться трудами своими, потому что только одно это употребление он может сделать из своих приобретений, а когда придёт смерть, он не знает, кто будет его наследником, достойный ли или недостойный будет пользоваться его имением. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него** Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в [[old:ekl:03:12|ст. 12–13]]. Если человек во всем зависит от Божественного провидения, если сам по себе он бессилен и ничтожен, то должно отказаться от мысли о полном счастье на земле и удовольствоваться радостями Богоугодного труда. **Наслаждаться человеку делами своими**. В этом выражении Екклезиаст объединяет два условия относительного счастья: наслаждение жизнью и добрую деятельность [[old:ekl:03:12|(ст. 12)]], так как то и другое, по нему, неразрывно. **Ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него**. Здесь речь не о будущей, загробной жизни человека, как в [[old:ekl:03:21|ст. 21]], а о том, что будет «после него», т. е. как сложится жизнь на земле после его смерти. Человек не должен обременять себя и отравлять доступные ему радости излишними беспокойными заботами о далеком будущем. **//Толковая Библия.//** [<10>]