[<10>] ====== Толкования на Еккл. 4:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И видех аз весь труд и всяко муже­с­т­во сотворения, яко сие ревность мужа от­ подруга сво­его. И сие суета и про­изволение духа** Премудр был тот, кто запрещал и вечерять с //человеком завистливым// [[old:pr:23:06|(Притч. 23:6)]], под сближением на вечери разумея и всякое также общение в жизни. Как хорошо возгораемое вещество заботимся мы класть подальше от огня, так по мере возможности не надо вести дружеских бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении; потому что, по слову Соломона, **зависть мужу - от товарища его** ([[old:ekl:04:04|Еккл. 4:4]]; LXX). Действительно, так и бывает: не скиф завидует египтянину, но всякий своему соплеменнику; и из соплеменников завидуют не тому, кто неизвестен, но хорошо знакомым; и из знакомых - соседям, людям того же ремесла и по чему-нибудь иному близким; и из них опять - сверстникам, родственникам, братьям. Вообще, как ржа есть болезнь хлебного зерна, так и зависть есть недуг дружбы. //**Беседа о зависти.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа** //И видел я весь труд, и вместе весь подвиг дела: ибо зависть мужу от товарища его. И это суета и томление духа.// Потом обратился я к другому и видел всю силу и славу трудящихся, и усмотрел, что благо одного есть зло для другого, так как завистник мучится чужим счастьем, а пользующийся славою открыт для козней. Ибо, что суетнее, что ничтожнее, что презреннее того, что люди не бедствия свои оплакивают, не о грехах своих скорбят, а завидуют тем, кто лучше их? //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа** По словам Соломона, видел он творящего всяческое зло и закаленного в пороке; о нем и говорит как об //окрепшем в нечестии, что вредит бедным// ([[old:pr:28:03|Притч. 28:3]]; LXX), и опять же, о создании, //сотворенном, чтобы его угнетали ангелы// ([[old:iov:40:14|Иов. 40:14]]; LXX) Божии. Видел и зависть, которую он приобрел к человекам, суетную, наполнившую его сердце; ибо по неизбежности Бог стал //всем во всех// [[new:1kor:15:28|(1 Кор. 15:28)]], и стала исполненной Христом молитва, гласящая: дай им, чтобы и они были в Нас, как и Я и Ты едино суть, Отче. //**Схолии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-12 **Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?" И это - суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется** Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т.е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку. **//Толковая Библия.//** [<10>]