[<10>] ====== Толкования на Еккл. 4:9 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 9-10 **Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его** Поскольку многие, еще юные и несовершенные разумением, воспринимают на себя подвиг девства, то им прежде всего следует стараться найти себе руководителя на этом пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам. **Двоим лучше, нежели одному** [[old:ekl:04:09|(Еккл. 4:9)]], - говорит Екклесиаст; тот же, который один, легко побеждается врагом, что поджидает при путях Божиих, и **горе одному, когда упадет** [[old:ekl:04:10|(Еккл. 4:10)]], потому что не имеет человека, который бы поставил его на ноги. Так, некоторые избрали надлежащее направление в стремлении к святой жизни и, уже достигнув в избранном ими подвиге совершенства, от гордости ниспали другим видом падения, потому что, обольстившись некоторым безумием, сочли благом то, к чему склонял их рассудок. В числе таковых находятся те, что премудростью названы праздными, пути свои устлавшими тернием, которые считают за вред для души усердие в труде по заповеди; они отвергли увещевания апостольские и не едят с благопристойностью собственный хлеб, но простирают руки на чужой, в праздности полагая все искусство жизни. Отсюда - сновидцы, которые обольщения сонные считают достовернее евангельского учения и фантазии называют откровениями; //к сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы// [[new:2tim:03:06|(2 Тим. 3:6)]]. Но есть и иные, которые добродетелью почитают необщительность и дикость и не умеют ценить плодов снисходительности и смирения. //**О девстве.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9-12 **Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется** //Лучше двое, чем один, коим награда добрая в труде их: ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. И горе одному, когда он упадёт, и нет другого, кто бы поднял его. И даже если спят двое, то и теплота будет у них; а один, как согреется? И если нападёт на кого один, то двое устоят против него; и тройная бечева не скоро рвется.// После изображения забот и бедствий, постигающих того, кто мучит себя в приобретении богатства не имея определённого наследника, теперь речь обращается к сотовариществу и говорится, сколько добра в сообществе друзей и во взаимной поддержке: потому что и упавши один поднимается при помощи другого, и домашние дела ведёт и даже ночным отдыхом наслаждается лучше тот, кто имеет верного друга, чем тот, кто заботится только о приобретении богатства. И если против одного восстанет какой-либо более сильный враг, то его слабость поддерживается помощью друга. И насколько два лучше одного, если они соединены любовью, настолько еще более важно сообщество троих. Ибо истинная и не нарушаемая никакою завистью любовь, чем более возрастает в числе, тем более будет увеличиваться и в силе. Это – по толкованию простому. Но так как касательно предыдущего места мы представили толкование его некоторыми в отношении ко Христу, то и дальнейшее должно быть рассматриваемо в том же духе. Лучше быть двоим, чем одному. Ибо, лучше иметь живущего в себе Христа, чем жить одному и быть открытым для козней врага. Награда за это сообщество непосредственно открывается в самой пользе общения. Ибо, если упадёт один, то Христос восставляет своего общника. И горе тому, кто, упавши, не имеет в себе восставляющего Христа! Если даже и уснёт один, т. е. если будет поражён смертью, но будет иметь с собою Христа, то согретый и оживотворенный Им, скоро оживёт снова. И если против человека восстанет сильный в нападении диавол, то противостанет ему человек, противостанет и Христос за человека своего, за общника своего. Это не потому, чтобы сила одного Христа против диавола была слаба, а потому, что человеку предоставляется свободная воля, и когда мы прилагаем свои усилия, то и Сам Христос бывает сильнее в борьбе. И если приидут и Отец, и Сын, и Дух Святый, то не скоро разрывается это сообщество. Но, если и не скоро разрывается, тем не менее однако же, иногда может разорваться. Ибо и у Иуды апостола была эта тройная бечева; но, так как после куска вошёл в него сатана, то бечева порвалась. Далее, относительно того, что говорит выше: //«и даже, если уснут двое, то и теплота будет у них, а один, как согреется?»// – приведём свидетельство из жизни Елиссея, что он простерся с мальчиком и уснул и согрел тельце его и, таким образом, оживил воскресшего [[old:4ts:04:start|(4 Цар. 4)]]. Итак, если Христос не уснёт с нами и не почиет в смерти, то мы не можем восприять теплоты вечной жизни. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их** См. Толкование на [[old:ekl:04:04#lopuxin_ap|Еккл. 4:4]] [<10>]