[<10>] ====== Толкования на Еккл. 5:12 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 12-13 **Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него** Как и Екклесиаст видит, что богатства стерегутся во зло обладающему ими, ибо они причиняют крайние старания и тревоги. Ибо потеряно то, что остается здесь, и не может служить к пользе мертвому. Итак, покойный имел из-за них тревоги, не мог обрести покоя, но покинул то, что чтил, и не унес с собою то, что обрел. Совсем не так, как тот, о ком написано: //Блажен, кто исполнит желание своё через них: не устыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими// [[old:ps:126:05|(Пс. 126:5)]]. Чье наследство - Господь, и чья прибыль - Рожденный Марией Девой, тот в отшествии своем удостаивается славословий мудрости. //**О молитве Иова и Давида.**// ---- Затем Екклесиаст говорит: «Есть злая скука, которую видел я на земле -стеречь богатство во зло обладающему им»; и выше: **Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему** [[old:ekl:05:12|(Еккл. 5:12)]]. Если ищешь богатств, прими богатства невидимые и сокрытые - те, что можно обрести в высотах небес, а не во глубинах земли. Будь духом нищ - и будешь богат по любому суждению, ибо //жизнь человека не зависит от изобилия его имения// [[new:lk:12:15|(Лк. 12:15)]], но от добродетели и веры. Эти богатства сделают тебя по-настоящему богатым, если будешь ты в Боге богат. //**О Каине и Авеле.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-16 **Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде** //Есть недуг наихудший, какой я видел под солнцем, – богатство сберегаемое владельцем во зло ему. И погибло богатство оное в беде наихудшей. И родил сына, и нет в руках его ничего. Как вышел из чрева матери своей, так нагим и возвратится каким пришёл, и ничего не возьмёт из труда своего, чтобы оно шло в руках его. И это зло наихудшее, что как пришёл, так и отходит. Какое же он будет иметь преимущество, если он трудился на ветер? И во все дни свои он будет есть во тьме, и в величайшем негодовании, и в болезни, и в гневе.// Соединяяй последующее с предыдущим, Екклезиаст изображает богача, который ни сам не может пользоваться своим богатством и часто терпеть из-за него бедствия, ни наследнику не оставляет собранного; но и сам, и сын его как пришли нагими, так нагими же и возвратятся в землю, и ничего из трудов их не пойдёт за ними. Не есть-ли это наихудшее зло – из-за богатства мучиться заботами, трудиться в приобретении имений с тоскою, со стонами, с раздражением, в тяжбах, и трудиться напрасно, когда богатство это пропадёт, когда умирая мы не можем их взять с собою? Это по толкованию простому. Но если мы поднимемся выше, то, мне кажется, Екклезиаст говорит о философах или еретиках, которые собирают богатство учений на зло себе, и ни сами изобретатели их не могут получить от них какой-либо пользы, ни последователям своим не могут оставить прочного плода; но и сами они, и ученики их возвращаются в землю и теряют это богатство по воле Того, Кто сказал: //«погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу»// [[new:1kor:01:19|(1 Кор. 1:19)]]. Ибо, поистине, как они вышли из чрева матери своей, то есть церкви извращенной и противной той, о коей написано: //«а вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем нам»// [[new:gal:04:26|(Гал. 4:26)]], так нагими и отойдут, потрудившись на ветер, напрасно. Они изнемогли //«испытывая испытанием»// [[old:ps:063:07|(Пс. 63:7)]] и носятся всяким ветром учения и не имеют света, а во тьме жрут свои таинства. Всегда они в болезни, всегда во гневе, собирая себе гнев в день гнева и не имея милующего Бога. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Евагрий Понтийский ===== Ст. 12-13 **Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него** Здесь множество зла явлено посредством богатства: это зло обозначено как мучительный недуг. Итак, всякий сберегающий себе это богатство не познает мудрость Божию и не приблизил свое сердце ни к разумению, ни к увещеванию своих детей; ибо не воспринял слов заповедей Божиих и не скрыл их в сердце своем. //**Схолии на Екклесиаста.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 12-13 **Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него** Он говорит так: зачем кому-либо богатство? Очевидно, что он господин над богатством. Итак, оно, богатство, тому, кому принадлежит, дарует наслаждение, и он - распорядитель богатства; как он способен пользоваться богатством, владея им, но не рабствуя ему, то есть мамоне, так и богатство может возвластвовать над владельцем, и горе такому, ибо он становится сребролюбцем и рабом мамоны. ...Выставляют люди в свое оправдание детей, когда стяжают богатство. И вот порой они творят беззаконие, и хищничают, и иное делают, и заявляют: ради детей это творю. <...> Видел я пекущегося о богатстве, и не было ему от него пользы. Ибо и ни самому ему оно не доставило радости, и ни тот, кто был у него сыном, не вступил в наследство, но всячески он бедствует и имеет лишь то, с чем родился. А родился он без денег и одежды. <...> Только блага души может кто-либо вознести [с собой]. <...> Если, имея деньги, оказывал благодеяния, если славу и почет имея, пытался содействовать немощным, то от трудов своих может вознести такой с собой благие дела. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-16 **Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде** Екклезиаст приводит случай, когда богатство не только не дает счастья, но и делает человека положительно несчастным. Неожиданная потеря богатства, в особенности когда есть дети, есть величайшее несчастье, которое гораздо тяжелее всегдашней бедности. **//Толковая Библия.//** [<10>]