[<10>] ====== Толкования на Еккл. 6:7 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается** Жар преимущественно обнаруживается в языке [у богача], когда он, //возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем// [[new:lk:16:24|(Лк. 16:24)]]. Неверный народ в устах имел слова того закона, которого не хотел исполнять на деле. Следовательно, преимущественно горячо ему будет там, где он показывает, что знал то, чего не хотел исполнять. Поэтому об ученых и нерадящих хорошо говорится через Соломона: **Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается** [[old:ekl:06:07|(Еккл. 6:7)]], потому что кто старается только знать то, о чем должно говорить, тот пустым умом воздерживается от самого выражения на деле своего знания. //**Гомилии на Евангелия.**// ---- Прежде всего показывает он, что не здесь собственно жизнь человеческая, а в ином месте. Имеет, значит, человек нечто более скота, потому что животные не живут после смерти, а человек тогда и начинает жить, когда со смертью плоти оканчивает эту видимую жизнь. //**Диалоги.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается. Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка, умеющего ходить перед живущими?** //Весь труд человека во рту его, и даже душа его не наполнится. Ибо какое преимущество у мудрого пред глупым и чтo у бедного, как не уметь ходить против жизни?// Все, что приобретают люди трудом в мире сем, истребляется ртом, и пережёванное зубами, предается для сварения желудку. Несколько услаждая горло, оно, по-видимому, даёт удовольствие, но только до тех пор, пока находится во рту; а когда перейдёт в желудок, то перестаёт ощущаться различие между пищей. И после всего этого душа идущего не наполняется: или в том смысле, что он опять хочет съеденного, что как мудрый, так и глупый не могут жить без пищи, и что бедный ни о чём другом не заботится, кроме того, как бы ему поддержать орган своего тела и не умереть с голоду; или в том, что душа не получает никакой пользы от удовлетворения тела, и пища равно необходима как мудрому, так и глупому, и бедный стремится туда, где увидит богатство. Но лучше понимать это в отношении к церковному мужу, который, будучи просвещён в небесных Писаниях, весь труд свой имеет в устах своих, и душа его не наполняется, так как постоянно жаждет учиться. И в том мудрый имеет преимущество пред глупым, что сознавая себя нищим (тем нищим, который в Евангелии называется блаженным), стремится к усвоению того, что относится к жизни, идёт узким и тесным путём, ведущим к жизни, беден злыми делами, и знает, где пребывает Христос, – жизнь наша. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается** Все труды человека имеют своею целью приобретение благ и удовлетворение потребностей. Но желания человека безграничны, и он вместо того, чтобы наслаждаться тем, что имеет, стремится лишь к новым приобретениям. **//Толковая Библия.//** [<10>]