[<10>] ====== Толкования на Еккл. 7:5 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!** //Лучше слышать вразумление мудрого, нежели слушать песни глупых. Ибо, как треск терновника под котлом, так и смех глупого. Да и это суета.// Лучше получать укоризны от мудрого, чем обольщаться ласками льстеца. С этим сходно и оное: //«лучше раны друга, чем добровольные лобзания врага»// [[old:pr:27:06|(Притч. 27:6)]]. Ибо, как треск терновника, горящего под котлом, издаёт звук неприятный, так не приносят пользы и слова льстивого учителя, внушающего своим слушателям мирские заботы (которые разумеются под словом //«терновник»//) или приготовляющего их для будущего огня. Симмах, вместо поставленного нами: ибо, //«как треск терновника под котлом, так смех глупого»//, передавая тот же смысл, какой вывели и мы, поставил: //«ибо словами неопытных всякий связывается узами»,// то есть от слов таких учителей слушатель еще более опутывается, когда и без того каждый связан узами грехов своих. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 5-8 **Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета! Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного** Представляется многим, что **обличение от мудрого** [[old:ekl:07:05|(Еккл. 7:5)]] можно обойти вниманием, особенно, когда они отличаются склонностью к греху. Ибо тот, кто расположен к получению удовольствий и к прегрешениям, отвергает того, кто им препятствует. Тот же, кто не прозревает, радуется льстецам: ему по душе больше слушать песни льстивые, нежели слова обличительные. Ибо любить обличителя свойственно мудрому. <...> Льстецы поют определенным способом. Если и высказывают нравоучительное, то скорее желают развлечь слушателей, чем оказать им пользу. Это - песнословие, возбуждающее приятные чувства, в то время как обличение указывает путь правильный. ...Терновый хворост, когда сгорает под котлом, вызывает сильный шум и треск. И конечно, таков смех глупых, ибо и он создает шум и треск, но не ради утешения души. <...> И как этот терновый хворост, сгорая под котлом, производит треск, так же и их смех происходит от дурной души, опаляемой огнем. <...> Итак, **терновый хворост** - жизненные заботы, постыдные вожделения, разнузданные наслаждения. ...Конец речи больше содержит благого, чем ее начало. <...> Речь сказывается, дабы дело возникло. <...> Терпеливый, который не возгордился духом, - не высокомерен. Ведь зачастую, воспитывая кого-либо, не способного к острому восприятию по способности ума, люди с большим терпением проводят наставление... не отказываясь после первого или второго порицания, но иным способом добиваясь исцеления. Такой терпеливый лучше заносчивого и возгордившегося духом. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых** См. Толкование на [[old:ekl:07:01#lopuxin_ap|Еккл. 7:1]] [<10>]