[<10>] ====== Толкования на Еккл. 7:11 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11-12 **Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею** //Хороша мудрость с наследством, и наиболее для видящих солнце, ибо как сень мудрости, так и сень серебра: и что еще более, ведение мудрости оживит имеющего ее.// Мудрый с богатством более славен, чем только мудрый. Одни не имеют мудрости, а другие богатства; и мудрый, но небогатый, хотя может учить доброму, но иногда не может дать того, что требуется. Поэтому и говорит: //«как сень мудрости, так и сень серебра»//, то есть, как помогает мудрость, так иногда помогает и богатство. И чтобы не показалось, что унижает мудрость, подчиняя оную благу случайному (ибо не в нашей власти иметь богатство, которого люди неправедные часто имеют больше), показывает, что мудрость выше, говоря: //«и что еще более, ведение мудрости оживит имеющего ее»//. Тем, говорит, мудрость больше богатства, что и без всяких имений она оживляет того, кто ее имеет. Место это некоторые толкуют так. Наследство, говорят они, Екклезиаст поставил вместо доброй жизни, чрез которую мы соделываемся наследниками Богу и сонаследниками Христу. Поэтому Екклезиаст хочет научить, насколько удостоившиеся видеть Солнце Правды и имеющие мудрость выше тех, кои без мудрости заботятся только о жизни и ее отношениях. Это показывает и Даниил говоря: //«разумеющие слова мои просияют, как светила небесные»// [[old:dan:12:03|(Дан. 12:3)]], или, как перевёл Феодотион: //«разумеющие слова мои просветятся, как сияние тверди; а те, кои исполнят слова мои, как звёзды небесные»//. А под сенью серебра, или денег, в таинственном смысле, мы должны разуметь ту сень, из коей собираются таланты и мины в Евангельских притчах [[new:mf:25:13|(Мф. 25:13–30,]] [[new:lk:19:20|Лк. 19:12–27)]] чтобы, когда мы будем под сенью мудрости и под сенью такого серебра, //«во дни солнце»// не опалило нас, //«ниже луна нощью»// [[old:ps:120:06|(Пс. 120:6)]]. Можно сказать и то, что сень есть жизнь наша на земле: //«дух лица нашего помазанный Господь, о нем же рехом: в сени его поживем в языцех»// [[old:pier:04:20|(Плач. 4:20)]]. Всякая защита наша на земле сей подобна тени, – тени ли мудрости, или выше упомянутого серебра, пока не дохнет день и не будут удалены тени. Симмах, по своему обычаю, и здесь перевёл яснее, поставив: //«как помогает мудрость, подобным образом помогают деньги»//. Следующий же стих ясно убеждает к приобретению знания. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце** Частица מך имеет здесь, как в [[old:ekl:02:16|Еккл. 2:16]], значение «ровно как», «подобно». Следовательно, можно перевести: **хороша мудрость как и наследство**, и преимущественнее (наследства) **для видящих солнце**, т. е. для людей. **//Толковая Библия.//** [<10>]