[<10>] ====== Толкования на Еккл. 8:14 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета** Безусловно, по безмерному своему милосердию Бог обустроил это так, что и праведников истязают бичом, дабы не превозносились по делам [своим], и нечестивые, во всяком случае, проводят эту жизнь, не неся наказания, поскольку, творя зло, они поспешают к мучениям, длящимся бесконечно. Но то, что иногда праведников бичуют нисколько не по их делам, свидетельствует та история, которую мы изучаем. //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// ===== Блж. Августин ===== **Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета** В этой суете, достаточному уяснению которой премудрый муж посвятил целую упомянутую Книгу - для того, конечно, чтобы мы имели предметом желаний своих ту жизнь, которая слагается не из суеты под солнцем, но которая имеет своим содержанием истину под Тем, Кто сотворил это солнце, - в этой, говорю, суете, не по справедливому ли и правильному суду Божию обращается в ничтожество человек, сделавшийся подобным этой самой суете? //**О граде Божьем.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета** //Есть суета, бывающая под солнцем, – что бывают праведники, – которых постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, и бывают нечестивые, которых постигает то, чего заслуживали бы дела праведников. Сказал я, что и это суета.// Между прочими явлениями суеты, которые в мире сопровождаются не одинаковыми последствиями, я заметил и то, что с праведными случается то, что должно бы случаться с нечестивыми и что нечестивые так счастливо живут в этом мире, что можно бы подумать, что они самые праведные. Евангелие представляет пример этого в богаче, облекавшемся в порфиру, и в бедном Лазаре [[new:lk:16:19|(Лк. 16:19–31)]]. И семьдесят второй псалом [[old:ps:072:start|(Пс. 72)]] рассуждает по вопросу о том, почему праведных иногда постигают бедствия, а нечестивые благоденствуют. А вместо поставленного нами: //«есть суета бывающая на земле»// Симмах перевёл определённо, поставив: //«трудно понять, что бывает на земле»//. Евреи сказанное о праведных, которых постигают бедствия, и о нечестивых, которых постигает то, что заслуживают дела праведных, относят к сыновьям Аарона и к Манассии, что первые принося жертвы погибли, а последний после столь великих зол и плена возвращён на царство. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета** Так как идея праведного воздаяния вытекала у Екклезиаста не из данных опыта, а из религиозной веры, то он не в силах был примирить ее с фактами страданий праведников и благоденствия грешников. Эти факты нисколько не потеряли своей очевидности в глазах Екклезиаста и после того, как он выразил свою непоколебимую веру в праведное воздаяние. Он снова с горечью останавливается на них, показывая тем, что в своей вере он не нашел еще полного успокоения. **//Толковая Библия.//** [<10>]