[<10>] ====== Толкования на Еккл. 10:4 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки** Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, но есть некто и другой, самый злой подстрекатель к нему - дьявол. Он подстрекает всех, однако же не одолевает тех, которые не повинуются ему. Потому-то говорит Екклесиаст: **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего** [[old:ekl:10:04|(Еккл. 10:4)]]. Заключи дверь свою, удали его от себя -и не нанесет тебе вреда. Если же ты беззаботно допустишь помысел похоти, то она пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой и увлечет тебя в пучину зол. //**Огласительные слова.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки** Не говори твоему Богу: Он огорчает меня, или: Он не нужен мне, ибо написано: **... не оставляй места твоего** [[old:ekl:10:04|(Еккл. 10:4)]]. Дьявол хочет этого от тебя, и он хочет завлечь тебя этим. Ибо он завидует твоей надежде и обетованному тебе. //**Письма.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки** Слово **"владеющаго"** относится к искусителю, врагу нашему душевному, который чрез то, что человек преслушал заповедь Божию и послушал злое внушение врага, сделался князем мира и князем владеющим чрез послушание человеческое. Он, как Адама с Евой прельстил под благовидным предлогом, так и теперь тем же способом прельщает многих; если не возможет кого обольстить собственными внушениями, то старается смутить человека и ввести в искушение через друзей и знакомых, под благовидными предлогами. **//Письма.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки** В Екклесиасте также читаем: **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего** [[old:ekl:10:04|(Еккл. 10:4)]]. Из этого следует, что если мы оставили место из-за того, кто гневается, то позволили согрешить и не низвергли стремительно врага, поднявшегося на стену. Но грозя братьям, то есть своим клеветникам, вечным огнем с дьяволом, не столько, мне кажется, братьев унижаешь, сколько возносишь дьявола, вместе с которым христиане будут отбывать наказание в этом огне. //**Против Руфина.**// ---- //Если дух имеющего власть взойдёт на тебя, то не оставляй места твоего, потому что врачевание успокаивает грехи великие.// Теперь Писание указывает князя мира сего и мироправителя тьмы сей, действующего в сынах противления, о котором упоминает и Апостол [[new:ef:02:02|(Еф. 2:2,]] [[new:ef:06:12|6:12)]], и говорит, что если он войдёт в сердце наше, и дух получит рану злого помысла, то мы не должны дальше давать ему места, но должны бороться против нечестивейшего помысла и избавлять себя от греха величайшего; не должны, то есть, помысл исполнять на деле, так как иное дело грешить помыслом, и иное самым делом. Об этом великом грехе и в Псалме написано: //«аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика»// [[old:ps:018:14|(Пс. 18:14)]]. Симмах еврейское слово //"marphe"//, которое все сходно переводили словом:// ïαμα//, то есть исцеление или врачевание, перевёл в ином смысле, сказав: //«если дух начальника нападет на тебя, то не сходи с места твоего: потому что целомудрие сдерживает грехи великие»//, то есть: если диавол будет щекотать ум твой и возбуждать тебя к похоти, то не следуй нечестивейшему помыслу и ласкающей похоти, но стой мужественно и твердо, и холодом целомудрия гаси пламя похоти. Еврей в этом месте подозревал не знаю что в таком роде: если в мире ты получишь какой-либо высокий сан и будешь поставлен начальником над народом, то не оставляй прежних дел своих, не начинай забывать о прежних добродетелях, не ослабевай в прежнем подвиге: ибо врачевание грехов проистекает из доброй жизни, а не из гордой и надменной сановитости. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Дидим Слепец ===== **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки** **Если гнев начальника поднимется на тебя** [[old:ekl:10:04|(Еккл. 10:4)]], -если и кажется, что он овладевает тобой, то потому, что ты ему поддался; ибо так же как //царствует грех в смертном теле того, кто склонен подчиняться похоти его// [[new:rim:06:12|(Рим. 6:12)]], и [так же как] если над кем-то властвует мамона, то он ввергает свои помыслы в страсть к серебру, так и подпадает власти тот, кто подчинился, словно раб. //**Комментарии на Екклесиаста.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки** Екклезиаст продолжает характеристику мудрого и глупого. Мудрый человек должен спокойно относиться к раздражению своего начальника, не спешить оставлять свое место, зная, что незаслуженный гнев начальника пройдет, что спокойствие и кротость обезоруживает людей в случаях даже серьезных проступков. **//Толковая Библия.//** [<10>]