[<10>] ====== Толкования на Еккл. 11:1 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его** Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать **хлеб твой** даже **по водам** [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11:1)]], - он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем. //**На смерть отца.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его** Там поистине слезы есть хлеб, где алчут правды. //Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. Ибо есть такие слезы, которые есть хлеб и укрепляют сердце человека. К этому рассуждению подходит еще и изречение Екклесиаста: **Отпускай хлеб твой по водам** [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11:1)]], ибо там хлеб небесный, где вода благодати, ибо те верно принимают сущность слова и пищу разума сокровенного, в чьем чреве текут реки воды живой. //**О молитве Иова и Давида.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его** Соломон написал: «**посли хлеб твой на лице воды: яко во множестве дней обрящеши его**». Что такое говорит творец притчей? Как можно, чтобы хлеб, брошенный на воду, в продолжение многих дней, не уплыл, не размок, не был поглощен рыбою, или склеван птицею? Сим видом невозможности творец притчей изображает дивное могущество Провидения Божия, которое никак не попускает погибнуть делу благотворения. Благотворя несчастным, обыкновенно малознаемым, или совсем неизвестным, ты бросаешь хлеб свой в воду: время течет; доброе дело твое скрывается; может быть, и враги стараются затьмить оное и облагодетельствованные забывают: но придет минута судеб; хлеб твой найдется, и напитает тебя благословением и радостию. Не в воду ли бросал хлеб свой Авраам, когда сидел под деревом, ожидая каких нибудь странников, и, увидя их, бежал им на встречу, чтобы призвать и угостить их? И что наконец обрел он во множестве дней старости? – Посещение Господа, и обетование благословеннаго потомства. И Корнилий Сотник, по свидетельству книги Деяний Апостольских (благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу [[new:act:10:02|Деян. 10:2]]), «//творяй милостыни многи людем//», не в воду ли бросал хлеб свой, когда милостыни его доставались, то язычникам, то не познавшим Христа Иудеям? И что же обрел? – Явление Ангела, посещение Апостола, познание Христа, дар Святаго Духа. //**Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго дома, пред торжественным обетом сердобольных вдов, декабря 6 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его** Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил. Ибо сказано: Поднеси кусок твой к лицу бедного, и немного спустя **опять найдешь его** [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11:1)]]. Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела. //**О духовном совершенстве.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «**Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его**», смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его** //Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его.// Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: //«реки от чрева его истекут воды живы»// [[new:in:07:38|(Ин. 7:38)]], – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: //«блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает»// [[old:is:32:20|(Ис. 32:20)]], – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его** В главах [[old:ekl:09:01|9:1]]–[[old:ekl:12:08|12:8]] дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в [[old:ekl:11:01|11:1–6]], второе — в [[old:ekl:11:07|11:7–10]], третье — в [[old:ekl:12:01|12:1-7]]. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду **(«по водам»)**. Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности. **//Толковая Библия.//** [<10>]