[<10>] ====== Толкования на Еккл. 11:6 ====== ===== Сщмч. Петр Александрийский ===== **Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет** Обратимся же теперь и взвесим слово, как сказал философ, изучавший природу, и познаем силу его. **Утром сей семя твое,** - сказал он, - **и вечером не давай отдыха руке твоей** [[old:ekl:11:06|(Еккл. 11:6)]]. И я говорю в скудости ума своего: утренний час есть детство человека, а вечерний час - старость. Ибо в юности всякий нуждается в поучении и наставлении, дабы избежал он греха. Подобным образом далее станет помнить он грех, в который впал он в свой утренний час, то есть в детстве, и не будет сам учителем сердца своего, но - учеником Церкви, сей школы малых и великих, и да послушает Писания, Богом вдохновленного, чтобы не был он неразумен и не пал, но обновился вновь чрез покаяние. //**Гомилии.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет** Православные пастыри являются сеятелями слова Божия. Они призывают сеять усердной и щедрой рукой семена Божии. Не нужно пастырю смущаться тем, что он слабый. Раз он призван Самим Богом, значит он имеет полное право говорить всякому о Боге. Иной скорбит, что у него жалкий голос или убогое слово письменное. Пусть люди сильные и талантливые проповедуют! А меня кто станет слушать? Так нельзя говорить, потому что мы не знаем, может быть, и наше малое, но правильное, христианское, истинное слово услышат бедные, слабые, колеблющиеся в вере или печальные от страданий люди и задумаются, а то и утешатся и обратятся к Богу. Ведь самый красноречивый оратор и талантливый писатель говорит по существу то же, что и несильные, и средние, и слабые проповедники (речь идет о православных проповедниках, ибо все они говорят о Боге и о Царстве Божием). Пусть прекрасное вино будет в деревянном ковше или драгоценном золотом кувшине – вино одно и то же. Другие замечают: не надоест ли говорить и слушать об одном и том же, потому что все проповеди Христовой Церкви учат об одном и том же, только в разных вариациях. Помню, архиепископ Японский Николай (Касаткин) на это возражал: не надоедает же нам каждый день есть. А слово Божие – пища для души, без коей она умирает духовно: становится мертвою для Божиих дел. По собственному опыту знаю, что всякое искреннее слово проповедника православной веры, устное или письменное, всегда читается с интересом, хотя ничего нового и не услышишь в этих словах проповедника. Никогда не надоедает слово Божие, но всегда читается или слушается с умилением и подъемом – в этом сила и власть Божественного слова [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]]. Мы не знаем, на какую почву падет наше немощное слово, но может быть, оно падет на чудную почву и принесет великий и прекрасный плод? //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прп. Григорий Синаит ===== **Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет** Соломон сказал: **Утром сей семя твое** – разумеется молитвы – **и вечером не давай отдыха руке твоей**, чтобы молитва, имея случайный перерыв своего постоянства, не лишилась [заслуженного] жребия в час услышания, **потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее** [[old:ekl:11:06|(Еккл. 11:6)]]. **//О безмолвии и двух образах молитвы.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-8 **Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета!** //Утром сей семя твое, и вечером не опускай руки твоей; потому что ты не знаешь, что будет угодно это или то, хотя бы и то и другое было одинаково хорошо. И сладок свет, и хорошо для глаз видеть солнце: ибо если и много лет проживет человек, то пусть он веселится в продолжении всех их, пусть помнит о днях тмы, потому что их будет очень много.// Все, что будет, суета. Не разбирай, кому благодетельствовать; но и когда будешь благотворить, никогда не останавливайся в добром деле. Правду утреннюю пусть застает и вечер, и вечернее милосердие пусть восполняется и при восходе солнца. Ибо неизвестно, какое дело более угодно Богу и из какого уготовляется тебе плод праведности, хотя может случиться, что не одно, но и то и другое угодно Богу. Иначе: и в юности и в старости у тебя должен быть одинаковый подвиг. Не говори: я трудился, пока мог; должен отдохнуть в старости. Ибо не знаешь ты, в юности ли или в долголетнем зрелом возрасте ты угодишь Богу. И не приносит пользы воздержание в юности, если старость проводится в излишествах. Ибо в какой бы день ни согрешил праведный, прежние добродетели его не смогут избавить его от смерти. Если, согласно с тем и другим толкованием, ты будешь благотворить постоянно и во всяком возрасте будешь иметь одинаковый подвиг, то узришь Бога Отца – сладчайший свет, узришь Христа, – солнце правды. Далее, если проживешь много лет, будешь иметь все блага, или исполнишь добрые дела, если будешь помнить постоянно о смерти и пред глазами твоими постоянно будет предноситься наступление тьмы: то ты достигнешь презрения к настоящему как скоропреходящему, непрочному и тленному. Симмах конец этой мысли перевел так: //«если человек поживет много лет и в продолжение всех их будет веселиться, то он должен помнить и о днях тьмы; ибо они будут многие и в продолжение всех их наступит то, что он существовать не будет»//. Иначе: в другом месте Писания Бог дает обетование говоря: //«дам вам дождь ранний и поздний»// [[old:vtor:11:14|(Втор. 11:14)]], то есть Ветхий Завет и Новый. Поэтому теперь мы получаем наставление так читать Ветхий Завет, чтобы не унижать Евангелия, в Ветхом Завете искать духовного смысла так, чтобы не думать, что у евангелистов и апостолов говорится только то, что дает буква. Ибо мы не знаем, в котором завете более дается нам от Бога знания и благодати, и блажен тот, кто оба завета соединит в одно и сделает как бы одним телом. Кто достигнет этого, тот узрит свет, узрит Христа – солнце правды, и если он проживет очень много лет, то имея знание Писаний, будет проводить жизнь в высочайшей радости и наслаждении и к этому труду своему особенно будет побуждаться памятованием будущего суда, потому что наступит нескончаемое время тьмы, и вечные муки уготовляются тем, которые не сеяли утром и вечером, не соединяли того и другого (завета) и не видели ни света, ни Солнца, от которого исходит самый свет. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет** См. Толкование на [[old:ekl:11:05#lopuxin_ap|Еккл. 11:5]] [<10>]