[<10>] ====== Толкования на Еккл. 12:7 ====== ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его** Просим же мы, да будет воля Божия как на небе, так и на земле, потому что и то и другое относится к осуществлению нашей безопасности и спасения. Имея тело из земли, а дух с неба, будучи сами землею и небом, мы молимся, да будет в том и другом, то есть в теле и в духе, воля Божия. //**О Господней молитве.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его** **И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его** [[old:ekl:12:07|(Еккл. 12:7)]]. Что можно сказать яснее того, что плоть, названная прахом земным, потому что от семени человека получила начало как взятая из земли, опять **возвратится в землю**, а **дух**, который не зарождается от совокупления одного и другого пола, а присваивается только одним Богом, к Виновнику своему и **возвратится**? Это же ясно выражается и тем дуновением Божиим, которым Он первоначально воодушевил Адама. //**Собеседования.**// ===== Блж. Августин ===== **И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его** Ближе к концу книги, называемой «Екклесиаст», написано о разъединении людей, которое происходит во время смерти, когда отделяется душа от тела: **И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его** [[old:ekl:12:07|(Еккл. 12:7)]]. Такое авторитетное высказывание, далекое от сомнения, характера недвусмысленного и не вводит ни в какое заблуждение. Но если кто-то пожелает так его истолковать, чтобы попытаться - исходя из того, что из той одной души, каковой Бог наделил первого человека, все прочие произошли - дополнительно обосновать распространение душ, то, как кажется, это будет в пользу того, что здесь сказано о плоти под именем **праха**: ведь в любом случае следует в этом месте понимать **прах** и **дух** не иначе как «плоть» и «душу», - чтобы, таким образом, предположение о рассаде той души, которую дал Бог первому человеку, подтверждало, что душа возвращается к Богу на основании того, что плотское вещество возвращается в землю. Коль скоро верно предположение о рассаде той плоти, которая создана у первого человека из земного вещества, то от нас потребуется в соответствии с тем, что известно о плоти, верить в то, что относительно души окутано тайной. Конечно же, то, что говорится о рассаде плоти, бесспорно, но относящееся к душе -подлежит сомнению. //**Письма.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его** См. Толкование на [[old:ekl:12:06#blzh_ieronim_stridonskij|Еккл. 12:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его** Тело и дух возвращаются к своему первоисточнику: тело возвращается в прах, каким оно и было (ср. [[old:gen:03:19|Быт. 3:19]]; [[old:ps:103:29|Пс. 103:29]]), а дух возвращается к Богу, Который дал его. Это возвращение к Богу нельзя понимать в смысле уничтожения личного, самостоятельного существования духа, так как Екклезиаст ясно говорит о личном существовании человека и за гробом. Если в [[old:ekl:03:21|Еккл. 3:21]] он ставит скептический вопрос, имеет ли человек преимущество перед скотом, и восходит ли дух его вверх, то здесь на оба вопроса дается утвердительный ответ и, следовательно, признается продолжение личного существования человека и после смерти. Но, подобно другим священным мудрецам, Екклезиаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом, он не знал новозаветного учения о воскресении из мертвых и, потому, не мог возвыситься над обычным представлением о шеоле; он был еще далек от сознательной веры в блаженное состояние душ в общении с Богом. **//Толковая Библия.//** [<10>]